Сваи в метро
19 марта 2006 года в Москве в перегонном тоннеле между станциями "Сокол" и "Войковская" произошел инцидент - забитыми с поверхности бетонными сваями была повреждена тюбинговая обшивка тоннеля, при этом серьезные повреждения получил следующий по перегону состав.
Содержание
Откуда взялись сваи
Некая рекламная компания, нагло аффилированная с РЖД, устанавливала громадную рекламную конструкцию в составе вращающегося треугольника на пятнадцатиметровой опоре, общим весом в несколько десятков тонн. Чтобы конструкция не завалилась раньше времени, проект предусматривал фундамент на бетонных сваях.
Подрядчиком выступала маленькая контора в составе десятка таджиков, свайного копра на базе автомобиля КрАЗ и гендиректора с поэтичным именем Радислав Лыба. Размер и вес рекламной конструкции подсказывают, что где-то еще были заныканы бетономешалка и приличных размеров автокран.
Злые языки поговаривают, что перед началом установки фундамента на месте будущей конструкции собрались представители рекламной компании, подрядчика и РЖД:
- Сюда забивайте, - сказал рекламщик, - отсель, - он невнятно ткнул носком дорогого ботинка в снег, - и вот досель! - А прое... эээ... Геоподоснова хотя бы есть? - осторожно спросил Радислав Лыба. - Там внизу ни во что не попадём? Рекламщик и представитель РЖД переглянулись и заржали. - Да что там может быть, под нашей-то территорией?! - спросил представитель РЖД.
На том и закончили.
Как все произошло
Работа спорилась. "Бум! Бум! Бум!" - бодро уходили в землю одна за другой 12-метровые бетонные болванки. Вдруг очередная свая наткнулась на неизвестное препятствие. Ебнули еще пару раз. Свая пробила препятствие и провалилась вниз. Но и это не остановило идиотов, работы продолжились.
А тем временем в тоннеле
Машинист состава в свете фар увидел торчащий из потолка тоннеля посторонний предмет и валяющиеся на путях куски бетона. Он применил экстренное торможение, и двигающийся по инерции состав уткнулся в торчащую сваю. Машинист связался было с диспетчером и даже успел сообщить пассажирам о том, что они сейчас пойдут до станции пешком, когда состав сотрясло и на глазах охуевших пассажиров в потолок третьего вагона начала влезать следующая свая.
Шухер и Михайлов
В метрополитене поднялся шухер. Пассажиры, возглавляемые машинистом, шли по путям к "Войковской", навстречу им уже спешили аварийщики службы тоннельных сооружений и спасатели МЧС. А к сваезабивателям, мигая синей иллюминацией, приближались машинки с надписью "УВД по охране метрополитена", из которых грозили кулаками хмурые дядьки в форме. Тут до строителей внезапно дошла вся глубина, на которую попали их сваи. Они незамедлительно погрузились в газель и кабину копра и попытались иcчезнуть с места происшествия, но после короткой погони были задержаны.
В скором времени на место происшествия прибыл Вадим Михайлов в красивой каске, попытавшийся осмотреть место происшествия снизу. С целью, так сказать, выявления скрытых властями трупов, которые, если верить Михайлову, тайно вывозят с каждого мало-мальски серьезного происшествия. Спустившись на платформу Войковской, он внезапно нос к носу столкнулся с начальником пресс-службы метрополитена Светланой Царёвой. После краткой немой сцены Михайлова увесистыми пинками выставили за оцепление, где он мужественно дал несколько интервью, в которых поведал, что теперь-то Москва уж точно провалится.
Разумеется, данный случай послужил источником изрядной вони в прессе, а также сигналом к атаке на ведьм в рекламном бизнесе. То, что наружная реклама устанавливается в городе абы как, безо всяких разрешений и согласований, не было ни для кого новостью, но в этот раз чиновникам пришлось оторвать зады от кресел и создать хотя бы видимость исполнения своих обязанностей. У рекламной фирмы, производившей установку, даже была отозвана лицензия.
Невзирая на романтичные имя и фамилию, Радислав Лыба, так и не сумевший предоставить никаких документов на ведение работ, равно как и договора с рекламщиками, трудовых договоров с коллективом, документов на владение КрАЗом и т.п., оказался единственным, кого кровавый режим привлёк к уголовной ответственности по части 1 ст. 216 УК РФ.
Аналогичные истории
Несмотря на медийность и шумность этой истории, она в своём роде далеко не единственная. Специализированная литература по эксплуатации тоннельных обделок сообщает, что аналогичный случай произошел в середине 80-х на перегоне Беговая-Полежаевская - стенка тоннеля была повреждена сваей, забитой при строительстве жилого дома. Тоннель считался аварийным до середины девяностых, когда на этом перегоне была установлена металлоконструкция, восстановившая его несущую способность.
В 1996 году при произведении геолого-разведвательных работ был пробурен свод перегона Третьяковская-Марксистская. Ввиду того, что работы в охранной зоне метрополитена были соответствующим образом согласованы, были предприняты меры на случай возможной ошибки геологов (которая в итоге и произошла). В частности, была ограничена скорость движения поездов. По свидетельству очевидцев, низкая скорость движения и позволила избежать контакта между отправившимся с Третьяковской поездом и вывалившимся из потолка тоннеля буром.
Уже после происшествия в Москве, главный инженер Казанского метрополитена сообщил, что в Казани подобная история невозможна - метрополитен новый, современный, весь в датчиках, хуятчиках... Примерно через месяц после этого смелого заявления, при ведении работ по строительству перегонного объекта ГО, стенка тоннеля была разрушена устройством для установки буронабивных свай. Нарушение обделки вызвало сильное поступление воды и частичное затопление перегона с перерывом движения почти на сутки.
В 2010 году при строительстве чего-то там в Норвегии в тоннель метрополитена была установлена буронабивная свая.
А в Москве по завершении шухера все вернулось на круги своя. Что лишний раз подтверждает аналогичная история со сваями в Котловке, случившаяся два года спустя.