Гермозатвор — различия между версиями

Материал из Stalkers Encyclopedia Xenobiologica
Перейти к: навигация, поиск
(Гермозатворы и раздолбаи)
Строка 93: Строка 93:
  
 
Двери на станциях типа "горизонтальный лифт" петербургского метрополитена не имеют никакого отношения к гермозатворам, наводнениям, плохим грунтам и прочей херне, которую придумали себе [[журналамеры]]. Это просто двери.
 
Двери на станциях типа "горизонтальный лифт" петербургского метрополитена не имеют никакого отношения к гермозатворам, наводнениям, плохим грунтам и прочей херне, которую придумали себе [[журналамеры]]. Это просто двери.
 +
 +
==Фотогаллерея==
 +
 +
<gallery>
 +
Image:NORADBlast-Doors.jpg|Один из самых эпичных, известных ксенобиологам, гермозатворов - закрывает вход в командный центр противовоздушной обороны США, расположенный в горе Шайен
 +
Image:0307-NORAD-evacuated.jpg full 600.jpg|Немного другой ракурс на него же
 +
</gallery>

Версия 09:00, 14 февраля 2014

Маленькая девочка и большой тоннельный гермозатвор

Гермозатвор (офиц. - Металлоконструкция; жарг. - Герма, Гермуха, Затвор) - защитно-герметичные двери, защитно-герметично перекрывающие тоннели, вестибюли и вентиляционные шахты метрополитена в случае наступления глобальной катастрофы.

Все гермозатворы в метрополитене закрываются по команде диспетчера ПИ (именно так. В отличие от многих терминов, эта аббревиатура имеет расшифровку: "полная изоляция") и разделяют всю систему метро на независимые герметичные отсеки, каждый из которых послужит убежищем (или братской могилой, как повезёт) для укрываемого населения.

Гермозатворы находятся в ведении ДСО.

Тоннельные гермозатворы

Конструкция

Перегонный гермозатвор с отклоняющейся головой (для диаметра тоннеля 5.1 метр) и гидравлическим приводом.

Тоннельные гермозатворы представляют собой масштабные сооружения. Чаще всего они выполнены в виде распашных ворот, реже (намного) встречаются затворы, отъезжающие вбок в специальную нишу: такие устройства установлены, например, на кольцевой линии московского метро.

Распашные гермозатворы устанавливаются в тоннели с диаметром 5.6 метров и больше. В старых тоннелях, диаметром 5.1 метра, устанавливается специальная версия гермозатвора с откидывающимся верхом.

С обеих сторон тоннельный гермозатвор обозначается железнодорожными светофорами, в номере которых содержатся буквы МК (металлоконструкция. Ваш кэп). Если гермозатвор закрыт, на каждом таком светофоре горит два красных огня.

"Как же рельсы?!", спросит пытливый читатель, "как можно герметизировать рельсы?". Рельсы под гермозатвором утапливаются в бетонный оклад. В оставшиеся желоба, по которым и проходят колёса поезда, в закрытом состоянии опускаются специальные засовы.

Разумеется, стопроцентной герметичности закрытый гермозатвор не даёт, поэтому, при помощи системы фильтрвентиляции, в загерметизированном объеме поддерживается повышенное давление. Благодаря этому, через щели и дырки в гермозатворе воздух попадает строго наружу и никогда внутрь.

Управление

Тоннельный гермозатвор (впрочем, как и любой другой) управляется дистанционно, при помощи электро-механического привода с червячной или гидравлической передачей. В дельта-окрестности каждого гермозатвора обычно есть запертый на замок ящик с металлической рукояткой, которая называется "курбель" и при помощи которой ворота можно закрыть или открыть вручную. Разные раздолбаи в своих развлечениях успешно используют вместо курбеля газовый ключ.

Алсо

Алсо, тоннельные гермозатворы являются причиной многочисленных эпичных выпилов желающих покататься на крыше вагона метро. Вагон довольно сильно гуляет в тоннеле и в своей верхней точке его крыша находится в 10-15 сантиметрах от оклада гермозатвора. Дальше покатушка превращается в русскую рулетку. Если повезёт и вагон окажется в нижней точке, то теоретически можно проскочить. Если не повезёт, то скорость столкновения тела с бетонной поверхностью не оставляет никаких шансов на продолжение жизни. Известен случай, когда юному зацеперу почти повезло: его голова успешно миновала затвор, но потом вагон повело вверх и на ближайшую станцию он приехал хоть и еще живым, но с повреждениями внутренних органов, не совместимыми с жизнью. Прибывшей через 15 минут скорой помощи оставалось констатировать смерть.

Станционные гермозатворы

Конструкция

Закрытый станционный гермозатвор на Красных Воротах. Видна люстра без плафона. Гермозатвор состоит из двух сдвигающихся к центру станции половинок

Станционные гермозатворы - еще более масштабные сооружения, расположенные, как следует из названия, на станциях. В отличие от тоннельных, типов станционных гермозатворов существует невероятное множество: они поднимаются снизу, опускаются сверху, выдвигаются из боков, ну и конечно, распахиваются, как обычные распашные ворота. Причём некоторые - распахиваются снизу вверх.

От любопытных глаз пассажиров механизмы станционного затвора обычно скрыты декоративными панелями, дизайн которых самым радикальным образом отличается от дизайна станции. Единственная причина, по которой для пассажиров наличие гермозатвора бывает новостью - полное нежелание замечать что либо за пределами своего носа.

На станциях мелкого заложения гермозатворы, как правило, расположены в подуличных переходах и ничем не закрыты.

Станционный гермозатвор в городе Осло (Норвегия) с претензией на маскировку. Обратите внимание, что закрывается он только вручную, штурвалом, до которого еще хрен доберёшься.

Управление

Курбель от станционной гермы находится у начальника станции.


Шлюз на станции ВДНХ, в процессе реконструкции

Обходные пути

Каждый станционный затвор оснащён шлюзом, позволяющим выйти на поверхность, не открывая основные ворота. Обычно это пара небольших гермодверей, между которыми размещается помещение для раздевалки и дезинфекционной камеры, которые там будут размещены в военное время. Через шлюз наружу будут выходить подразделения радиационной и химической разведки.

Так же шлюзы встречаются в некоторых других местах (например у вентиляционных шахт), через которые можно предположить выход на поверхность, после наступления на оной апокалипсиса.

Элементы дезактивационного душа, костюм химической защиты, противогаз и прочие элементы можно взять на складе ГО, который есть на каждой станции и даже не везде еще просран.

Гермозатворы в вентиляционных шахтах, ходках и коллекторах

Маленькая девочка и перекрытый гермозатвором ходок к вентиляционной шахте

После поступления сигнала ПИ, все вентиляционные шахты, кроме ВВ, закрываются гермозатворами. Затворы обычно размещаются в подходных ходках к шахтам.

Кроме того, гермозатворы перекрывают все кабельные коллекторы, ходки и прочие пути проникновения радиоактивного воздуха, солёной воды и диггеров в тоннели метро.

Затворы в коллекторах редко управляются дистанционно и обычно предполагается, что они постоянно закрыты или будут закрыты в угрожаемый период. В таких местах редко применяется курбель, чаще всего небольшие затворы закрываются при помощи закреплённого на них штурвала.

Гермозатворы в вестибюлях

В вестибюлях станций, построенных в 50-60 годы (мы сейчас говорим про Москву, Питер и Киев) часто размещались гермозатворы, отделяющие кассовый зал от эскалаторного наклона. Считалось, что толстые бетонные стены вестибюля обеспечат достаточную защиту в случае далёкого ядерного взрыва или химической атаки. Однако, с увеличением мощности боезарядов, размещённых на межконтинентальных баллистических ракетах некоторых дружественных стран, стало понятно, что смысла оставлять части герметизируемых зон на поверхности - не имеет. С тех пор гермозатворы располагаются только в сооружениях, над которыми не меньше метра грунта и которым ничего не страшно. Кроме сваи, разумеется.

Всякая мелочь

В большинстве других подземных сооружений тоже встречаются гермозатворы, однако, даже на самых серьёзных военных объектах, типа подземного штаба полка РВСН, они по своей брутальности и масштабам даже близко не дотягивают до тех, что установлены в метро. Тем не менее, увидеть гермодвери, гермодверцы, гедмодверочки, гермофорточки и прочую мелюзгу можно в любом окрестном бомбоубежище, во многих подвалах и других неожиданных местах.

Гермозатворы и водоёмы

Герметизация рельсов против наводнения (Прага)

СНИПы и СП предписывают, при прохождении тоннеля метро под руслом реки, с двух сторон от этого русла устанавливать гермозатворы, на случай, если прорвёт. В некоторых случаях это правило соблюдается. Реальная ценность гермозатвора, в случае затопления метро - несколько часов (в удачных условиях - сутки) сдерживания водной стихии. После этого давление воды выносит наиболее слабые части сооружения (те самые засовы, герметизирующие рельсы) и затапливает защищаемое им помещение. Поэтому, в случае реальных затоплений, гермозатворы дополняют толстыми бетонными пробками.

Случившееся несколько лет назад наводнение в пражском метро, построенном по советскому проекту, было эпичным фэйлом в деле борьбы гермозатворов с поступающей водой. Отчаянная попытка сотрудников метрополитена закрыть заброшенные и не обслуживающиеся после 1991 года ворота увенчалась частичным успехом - некоторые из них всё таки закрылись, но ни один так и не обеспечил стопроцентной герметичности. Большинство закрывшихся затворов было прорвано давлением воды через несколько часов.

Гермозатворы и раздолбаи

Несмотря на то, что гермозатворы рассчитаны на воздействие поражающих факторов ядерного взрыва, они не спасают от злоумышленного воздействия разного рода народных умельцев. Отмечены случаи вскрытия гермозатворов болгарками (но это очень долго), снятия их с петель ломами и домкратами. С сожалением ксенобиологи отмечают, что им не известен ни один случай, когда снятая с петель домкратом многотонная конструкция придавила бы собой тех, кто с ней так некрасиво поступил.

Прочие фэйлы

Самая частая фраза в ответ на предложение закрыть гермозатвор в нормативные сроки (не более 90 секунд с момента начала закрытия), которую слышат проверяющие из МЧС: "закрыть мы его закроем, но он потом не откроется!". Таким образом хитрые работники метрополитена пытаются доказать, что металлоконструкция находится в рабочем состоянии (мамой клянёмся), но лучше сейчас этого не проверять. В Екатеринбурге пару лет назад так и случилось: закрытый в рамках ночных учений ГО тоннельный гермозатвор на единственной линии екатеринбургского метро открывали почти весь день. Никакого пассажирского движения, естественно, в этот день не происходило.


На станции метро Красные Ворота (Москва), закрывающийся станционный гермозатвор сбивает плафон люстры. Плафон падает вниз и тут оказывается, что по такому случаю он сделан из небьющегося пластика. Сотрудники станции не обращают на это решительно никакого внимания. Ксенобиологи не удивятся, если окажется, что скачущий по полу плафон останавливается в точно рассчитанной проектировщиками гермозатвора точке.

Алсо

Двери на станциях типа "горизонтальный лифт" петербургского метрополитена не имеют никакого отношения к гермозатворам, наводнениям, плохим грунтам и прочей херне, которую придумали себе журналамеры. Это просто двери.

Фотогаллерея