Сигналка

Материал из Stalkers Encyclopedia Xenobiologica
(перенаправлено с «Красный глаз»)
Перейти к: навигация, поиск
Добрые дяденьки спешат рассказать сказку

Сигналка (от рус. 'Сигнализация'), или Дачло (от рус. 'датчик') - комплекс технических средств для предотвращения проникновения посторонних лиц на охраняемый объект.

Типовая сигналка состоит из охранного извещателя (датчика), контрольно-приемного устройства, лампочки-индикатора, лампочки на пульте и последствий срабатывания.

Датчики, установленные в тоннелях метрополитена рядом со станциями называются устройствами контроля прохода в тоннель - УКПТ. На лёгком метро и монорельсе они называются УКПЭ, сами расшифруйте, что это значит.

Практически в ста процентах случаев, после срабатывания сигналки приезжают добрые дяденьки, которые всегда готовы рассказать сказку. Хорошим мальчикам - хорошую, а плохим - тоже хорошую.

Основные принципы работы

Контрольно-приемное устройство

Контрольно-приемные устройства из линейки продуктов СОС-95
Устройство объектовое оконечное «Антей» AS006H «Соловей» Используется для охраны объектов метрополитена

Контрольно-приемное устройство - это мозг сигнализации. К нему подключаются все датчики (при помощи шлейфа) и оно принимает решение о передаче сигнала тревоги. В современных системах сигнализации именно контрольно-приемное устройство принимает решение о постановке на охрану или снятии с нее (по набору кода, радиобрелком, смарт-картой и т.п.).

Контрольно-приемное устройство связано с пультом диспетчера проводным или радио-каналом. А иногда и тем и другим одновременно. Раз в несколько секунд оно передает на пульт сигнал "я жив".

При срабатывании извещателя (датчика), или наоборот, при внезапном изчезновении датчика, контрольно-приемное устройство передает сигнал "Тревога". На пульте загорается лампочка (ну, то есть, на самом деле, современный пульт - это компьютер, на экране которого желтеет или краснеет соотвтетствующий пункт).

При вскрытии корпуса контрольно-приемного устройства обычно срабатывает специальный датчик (так называемая "кнопка саботаж"), который иногда работает даже тогда, когда сигнализация отключена.

При получении пультом диспетчера сигнала тревоги, или при неполучении оным пультом очередного контрольного сигнала наступают последствия (см. ниже).

Контрольный индикатор

Красный глаз смотрит на вас как на говно из-за решетки вентиляционной шахты метрополитена

В контрольно-приемном устройстве предусмотрен индикатор "сигнализация на охране". Обычно, это красная лампочка (по терминологии кавезов - красный глаз). В нормальном состоянии она горит, в нерабочем состоянии - не горит, в состоянии "тревога" - мигает. Если контрольного индикатора на объекте нет, о срабатывании сигналки можно узнать по ласковому похлопыванию ваших почек дубинкой. Кстати, иногда лампочка мигает в состоянии "тестирование".

Шлейф

По прочтении вышесказанного вы наверняка подумали: все же очень просто, как в голливудском фильме! Надо всего-навсего перерезать шлейф, ведущий к датчикам, а сами датчики отодрать и выкинуть в ствол. Увы. Современные сигнализации надежно контролируют состояние шлейфа (обычно контролируется отклонение его сопротивления от номинального значения). А самые современные сигнализации общаются со своими датчиками по цифровому протоколу с криптографией (или, если производитель исповедует пофигизм, то без криптографии, но, все равно, ничего хорошего). Короче говоря, грубое вмешательство в шлейф, скорее всего, приведет к срабатыванию, а там - сами знаете.

Сирена

В некоторых системах сигнализации присутствует сирена, которая начинает выть и пищать, когда сигнализация сработала. Ее наличие или отсутствие ровным счетом ничего не означает и зависит от вкусов владельца объекта.

Типы извещателей (датчиков)

Колесико

Колесико

Старый примитивный датчик контроля открытия двери нажимного типа. Имеет на конце колесико (отсюда название). До сих пор применяется для контроля открытия гермозатворов. Отличается тем, что применяется как нормально-открытый. Таким образом, простое перерезание ведущего к нему провода отключает его без срабатывания сигнализации.

Геркон

Геркон

Датчик для контроля открытия дверей, состоящий из магнита и геркона. В нормальном состоянии магнит поднесен к геркону и цепь сигнализации замкнута. При открытии двери цепь размыкается и наступает сработка сигналки.

Объемник в шахте метрополитена

Объемник (микроволновый датчик)

Срабатывает при перемещении любого предмета в зоне его обнаружения. Принцип работы - допплеровский (кому интересно - смотрите в Гугле, целевая аудитория этого сайта все равно ничего не поймет). Часто применяется в вентиляционных шахтах и ходках метрополитена. При грамотной установке практически непреодолим. В Москве имеет жаргонное наименование "фортеза" - датчики этого производителя в метрополитене столицы РФ особенно популярны.

Извещатели СПЭК в одной из вентшахт метро в Санкт-Петербурге, где можно было обойтись одним объемником

Линейный инфракрасный датчик

Линейный инфракрасный датчик, так наз. "шторка", представляет собой два устройства - излучатель и приемник. Излучатель излучает инфракрасный луч, приемник его принимает. Сработка датчика происходит при разрыве луча (например, пересечении его кавезом).

Кто-то из руководства питерского метрополитена владеет заводом по произвоству линейных ИК датчиков СПЭК. Это единственное, чем можно объяснить то, как они эти датчики лепят в каждую дырку вне зависимости от того, годятся они туда или нет.

Считается самым простым для преодоления датчиком - "шторки" облезают по кабелям, подползают под них, перепрыгивают с шестом, перелетают с пропеллером и т.д. Особо пытливые инфильтраторы в научных целях выдирали с корнем несколько комплектов "шторок" и устраивали дома стендовые испытания, но установили лишь, что физическими методами обойти датчик все равно проще.

Внезапно! Пассивный ИК датчик в тоннеле метрополитена!

Пассивный инфракрасный датчик

Датчик движения, иногда ошибочно называемый "объемником" (более популярное слэнговое обозначение - "пирик"). Часто используется в офисных системах сигнализации, а также в подворотнях для автоматического включения прожекторов - чтобы там поменьше ссали.

Иногда совмещен с ультразвуковым допплеровским датчиком движения.

Состоит из двух пироэлектрических детекторов и линзы Френеля, если это вам что-нибудь скажет. Фиксирует изменение теплового фона в зоне своей видимости. Теоретически обойти такой датчик (если у него высокий порог срабатывания) можно при помощи специального костюма, маскирующего в инфракрасном спектре - проще говоря, завернувшись в фольгу. Однако случаи применения такого способа на практике ксенобиологам неизвестны.

Пирики часто служат для мОнтеров последним аргументом в тех вентшахтах метро, которые особенно часто подвергались взъебу. Что мешает вместо установки дополнительного пирика правильно расположить штатные объемники - загадка, которую науке только предстоит разрешить.

В траве притаился радиоволновой датчик

Линейный радиоволновой датчик

Обожаемые сталкерами военные объекты очень часто, ввиду протяженности периметров, оснащают линейными радиоволновыми датчиками.

Такой датчик состоит из передатчика и приемника, между которыми расположена зона обнаружения от трех до пяти метров в высоту и столько же в ширину. Датчики зачастую ставят с перехлестом, чтобы один находился в зоне обнаружения другого. Там, где так не делают, исповедуют пофигизм.

Радиоволновой и другие датчики в составе комплексной системы защиты

Другие типы датчиков

Помимо вышеперечисленных, для охраны объектов применяются другие типы датчиков. Для периметров: вибрационные (срабатывают от вибрации сетки, протянутой по забору) и емкостные (срабатывают от изменения электрической емкости например, когда нарушитель просто подходит к датчику), обрывные (срабатывают при обрыве маааленького провода) и т.п.

Для охраны помещений так же применяются пассивные инфракрасные датчики движения, емкостные датчики и т.п.

Сигналка зачастую совмещена с видеонаблюдением, а почти все современные системы видеонаблюдения умеют срабатывать при движении в поле зрения камеры - т.е. являются теми же самыми датчиками.

На совсем интересных объектах встречались также системы, которые экспертами были предположительно опознаны как противоподкопные, а кое-где - и цепочки из пиропатронов по периметру, устраивающие веселый фейерверк при попытке проникновения.

Что бывает при срабатывании сигналки

Вентшахта метро, мигающий красный глаз и добрые дяденьки с фонарём, разыскивающие автора этой фотографии

Сигнал о срабатывании поступает на диспетчерский пульт службы, которой принадлежит конкретное сооружение, а также на пульт ОВО - Отдела вневедомственной охраны Росгвардии. Расчетное время прибытия на место наряда ОВО при срабатывании - 3-7 минут, так что медлить с выброской крайне не рекомендуется. Единственный бонус - мусора никогда не полезут внутрь, а тупо останутся снаружи, поджидая инфильтраторов, то есть до непосредственного запала остается еще какое-то время.

Затем на место прибывают мОнтеры из аварийной службы. Они, как правило, уже не ленятся в компании с ОВОшниками осмотреть объект с целью обнаружения нарушителей. Чисто в теории, если объект протяженный и в нем наличествуют места для укрытия, можно попытаться сныкаться с целью переждать хипеж и выброситься без палева. Но на практике такой метод дает плоды крайне редко, поэтому при первых же признаках срабатывания датчиков (мигание "красного глаза", моргание светодиода на СОС-95) рекомендуется как можно быстрее покинуть объект.

Также рекомендуется бегом быстро, но соблюдая достоинство удалиться от объекта на максимальное расстояние, при этом по возможности пользуясь дворами - в некоторых случаях наряды ОВО, не обнаружив нарушителей непосредственно на месте срабатывания охранной системы, начинают объезжать окрестности, обращая самое пристальное внимание на молодых людей в грязной одежде и с рюкзаками.

Залаз при срабатывании сигналки обычно заваривается в течение ближайших нескольких часов (мы же предупреждали, что не надо сидеть внутри и ждать, пока злые дяденьки уйдут).

Методы борьбы с сигналкой

Диггеры подползают под датчиками в метрополитене города-героя Киева

Бороться с сигналкой можно только при полной уверенности, что монтеры, ее установившие и эксплуатирующие, исповедуют пофигизм.

В большинстве случаев через датчик можно тупо перелезть. Если стоит объемный датчик, можно попытаться пролезть так, чтобы он не среагировал на ваше движение.

Можно попробовать вскрыть дверь и проапгрейдить сигналку так, чтобы в следующий раз она не сработала. В случае с Герконом, например, обе части датчика просто стягивают изолентой.

Можно попытаться перемкнуть провод, ведущий от контрольно-приемного устройства к датчику. Но это плохая идея, бро (см. выше).

У вас есть ровно одна попытка. После этого с большой вероятностью залаз будет запален.

Ссылки

См. также