Методы подземной проходки для чайников

Материал из Stalkers Encyclopedia Xenobiologica
Версия от 00:46, 17 июля 2012; Moscowhite (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Если для вас диггерство - лишь возможность высосать бател пива с братьями по разуму в разъебанном бомбаре, не читайте эту страницу. Она для тех, кто хотя бы иногда задумывается над тем, как строятся подземные сооружения.

Методика будет рассматриваться на примере строительства метрополитенов. Для простоты изложения в статье опущено большинство профессиональных терминов, а также особенности проходки шахт с целью добычи полезных ископаемых.

Берлинский метод

Строительство берлинского метро берлинским методом в 1927 г.

Он же открытый. Чтобы построить метро согласно этому методу, копают большую яму, строят в ней все, что хотели, а потом тупо забрасывают грунтом.

Самый простой метод строительства. Неприменим в случае с глубоким заложением, хотя ксенобиологам известны случаи в мировой практике (например, в Стамбуле), когда этот метод использовался при строительстве станций на глубине до 30 метров, что при сооружении Первой очереди метро московского считалось вполне себе глубоким заложением.

Другая особенность - необходимость перекладки всех подземных коммуникаций (телефонные и электрические кабели, трубы водо-, тепло- и газоснабжения), находящихся внутри периметра котлована, а также укрепления фундаментов рядом стоящих зданий. Еще один недостаток - полный срач и бардак на поверхности в месте ведения строительства. Из-за этого открытый метод затруднительно использовать в городских районах с плотной застройкой.

В Москве берлинским методом построены участки Первой очереди "Сокольники" - "Комсомольская" и "Кропоткинская" - "Парк Культуры". В последние десятилетия открытым способом строят только станции мелкого заложения.

Парижский метод

Парижане строят свое парижское метро парижским методом в 1905 г.

Он же горный, самый древний из известных homo sapiens методов подземной проходки. Сначала строят вертикальные шахты, от которых потом начинают копать тоннели. Чтобы земля не сыпалась на голову, стенки и потолок укрепляют досками, а потом, когда вырыто столько, сколько нужно, ставят опалубку и бетонируют. Получается дешево и сердито.

Когда строящийся этим методом тоннель имеет большое сечение (как перегонные или станционные тоннели метро), грунт выбирают не сразу по всему объему, а через несколько вспомогательных штолен. Сначала строят стенки, потом отрывают потолок и бетонируют его, затем - пол тоннеля (лоток), и только потом полностью освобождают практически готовый тоннель от грунта посередке.

Наиболее трудоемкий метод, почти не подразумевающий механизации. Однако, при этом он позволяет избежать перекладки большинства коммуникаций и нарушения уличного движения на поверхности.

В Москве парижским методом построен участок кировского радиуса Первой очереди от "Красных Ворот" до "Охотного Ряда".

В настоящее время практически не используется, за исключением сооружения вспомогательных тоннелей малого сечения, фурнелей и ходков.

Бельгийский метод

Он же метод опертого свода. То же самое, что и парижский, но сначала разрабатывают верхнюю часть будущего тоннеля (калотту) и бетонируют потолок, который опирается прямо на грунт. После этого возводят стены, бетонируют лоток и выбирают сердцевину.

По сути дела, отличие бельгийского метода от парижского знают только специалисты, поэтому их часто путают.

Лондонский метод

Щит (не путать с "shit") в Лондоне на проходке Central Line в 1898 г.

Он же щитовой. Копают вертикальную шахту, в ней собирают щит, спереди грунт копают или люди (устар.) или ротор, эректор укладывает блоки, щит толкается от них домкратами и катится дальше, на выходе получается красивый готовый тоннель.

См. подробное описание в статье Проходческий щит.

Самый гуманный и технически продвинутый метод из всех, ныне существующих. Во всем мире сейчас используют преимущественно его, в т.ч. при строительстве тоннелей мелкого заложения. Хорош также тем, что при грамотном техническом оснащении и правильно проведенной геологоразведке позволяет срать большой кучей на гидрогеологию - современные щиты могут работать практически в любых грунтах.

При этом является и самым дорогостоящим - средняя стоимость одного километра готового тоннеля составляет (не, ну вы прикиньте, поцоны!) около 100 миллионов долларов.

Московский метод

Он же траншейный. "У советских - собственная гордость, на буржуев смотрим свысока" - писал поэт. Московский метод придумали в Москве при строительстве в 1934 году арбатского радиуса Первой очереди от полной безнадеги - применить глубокое заложение не позволяли неустойчивые водоносные грунты, а разрыть к ебеням Арбат и Воздвиженку, чтобы пройти под улицами парижским или берлинским методом, не разрешил товарищ Каганович.

Суть траншейного метода заключается в поэтапном рытье (вы только не смейтесь) траншей по трассе будущего тоннеля. Копают их пунктиром на определенном расстоянии друг от друга в зависимости от наличия зданий на поверхности. Допустим, 10 метров траншея - потом 10 метров промежуток, потом опять траншея. В выкопанных траншеях сразу возводят стены тоннеля. Затем разрывают участки, ранее оставленные нетронутыми. Таким образом, пунктир постепенно соединяется, и получаются готовые стены по всей длине. Дело за малым - сделать перекрытие и лоток.

По сути, московский метод является вариацией русской поговорки "Голь на выдумки хитра". У ксенобиологов нет данных о применении данного метода впоследствии.

Кессонный способ

Замораживание

Силикатизация

Водопонижение

Буро-взрывной метод