Методы подземной проходки для чайников

Материал из Stalkers Encyclopedia Xenobiologica
Перейти к: навигация, поиск

Если для вас диггерство - лишь возможность высосать бател пива с братьями по разуму в разъебанном бомбаре, не читайте эту страницу. Она для тех, кто хотя бы иногда задумывается над тем, как строятся подземные сооружения.

Методика будет рассматриваться на примере строительства метрополитенов. Для простоты изложения в статье опущено большинство профессиональных терминов, а также особенности проходки шахт с целью добычи полезных ископаемых.

Берлинский метод

Строительство берлинского метро берлинским методом в 1927 г.

Он же открытый. Чтобы построить метро согласно этому методу, копают большую яму, строят в ней все, что хотели, а потом тупо забрасывают грунтом.

Самый простой метод строительства. Неприменим в случае с глубоким заложением, хотя ксенобиологам известны случаи в мировой практике (например, в Стамбуле), когда этот метод использовался при строительстве станций на глубине до 30 метров, что при сооружении Первой очереди метро московского считалось вполне себе глубоким заложением.

Другая особенность - необходимость перекладки всех подземных коммуникаций (телефонные и электрические кабели, трубы водо-, тепло- и газоснабжения), находящихся внутри периметра котлована, а также укрепления фундаментов рядом стоящих зданий. Еще один недостаток - полный срач и бардак на поверхности в месте ведения строительства. Из-за этого открытый метод затруднительно использовать в городских районах с плотной застройкой.

В Москве берлинским методом построены участки Первой очереди "Сокольники" - "Комсомольская" и "Кропоткинская" - "Парк Культуры". В последние десятилетия открытым способом строят только станции мелкого заложения.

Парижский метод

Парижане строят свое парижское метро парижским методом в 1905 г.
Давай сделаем это по-бельгийски, детка

Он же горный, самый древний из известных homo sapiens методов подземной проходки. Сначала строят вертикальные шахты, от которых потом начинают копать тоннели. Чтобы земля не сыпалась на голову, стенки и потолок укрепляют досками, а потом, когда вырыто столько, сколько нужно, ставят опалубку и бетонируют. Получается дешево и сердито.

Когда строящийся этим методом тоннель имеет большое сечение (как перегонные или станционные тоннели метро), грунт выбирают не сразу по всему объему, а через несколько вспомогательных штолен. Сначала строят стенки, потом отрывают потолок и бетонируют его, затем - пол тоннеля (лоток), и только потом полностью освобождают практически готовый тоннель от грунта посередке.

Наиболее трудоемкий метод, почти не подразумевающий механизации. Однако, при этом он позволяет избежать перекладки большинства коммуникаций и нарушения уличного движения на поверхности.

В Москве парижским методом построен участок кировского радиуса Первой очереди от "Красных Ворот" до "Охотного Ряда".

В настоящее время практически не используется, за исключением сооружения вспомогательных тоннелей малого сечения: сбоек, фурнелей и ходков.

Бельгийский метод

Он же метод опертого свода. То же самое, что и парижский, но сначала разрабатывают верхнюю часть будущего тоннеля (калотту) и бетонируют потолок, который опирается прямо на грунт. После этого возводят стены, бетонируют лоток и выбирают сердцевину.

По сути дела, отличие бельгийского метода от парижского знают только специалисты, поэтому их часто путают.

Лондонский метод

Щит (не путать с "shit") в Лондоне на проходке Central Line в 1898 г.

Он же щитовой. Копают вертикальную шахту, в ней собирают щит, спереди грунт копают или люди (устар.) или ротор, эректор укладывает блоки, щит толкается от них домкратами и катится дальше, на выходе получается красивый готовый тоннель.

См. подробное описание в статье Проходческий щит.

Самый гуманный и технически продвинутый метод из всех, ныне существующих. Во всем мире сейчас используют преимущественно его, в т.ч. при строительстве тоннелей мелкого заложения. Хорош также тем, что при грамотном техническом оснащении и правильно проведенной геологоразведке позволяет срать большой кучей на гидрогеологию - современные щиты могут работать практически в любых грунтах.

При этом является и самым дорогостоящим - средняя стоимость одного километра готового тоннеля составляет (не, ну вы прикиньте, поцоны!) около 100 миллионов долларов.

Московский метод

Он же траншейный. "У советских - собственная гордость, на буржуев смотрим свысока" - писал поэт. Московский метод придумали в Москве при строительстве в 1934 году арбатского радиуса Первой очереди от полной безнадеги - применить глубокое заложение не позволяли неустойчивые водоносные грунты, а разрыть к ебеням Арбат и Воздвиженку, чтобы пройти под улицами парижским или берлинским методом, не разрешил товарищ Каганович.

Суть траншейного метода заключается в поэтапном рытье (вы только не смейтесь) траншей по трассе будущего тоннеля. Копают их пунктиром на определенном расстоянии друг от друга в зависимости от наличия зданий на поверхности. Допустим, 10 метров траншея - потом 10 метров промежуток, потом опять траншея. В выкопанных траншеях сразу возводят стены тоннеля. Затем разрывают участки, ранее оставленные нетронутыми. Таким образом, пунктир постепенно соединяется, и получаются готовые стены по всей длине. Дело за малым - сделать перекрытие и лоток.

По сути, московский метод является вариацией русской поговорки "Голь на выдумки хитра". У ксенобиологов нет данных о применении данного метода впоследствии.

Буровзрывной метод

Методы проходки в водонасыщенных грунтах

Кессонный способ

Замораживание

Силикатизация

Водопонижение