Проходческий щит

Материал из Stalkers Encyclopedia Xenobiologica
Перейти к: навигация, поиск

Проходческий щит - устройство, предназначенное для строительства подземных тоннелей.

История щитов

Примерно так выглядел щит Брунеля

Первый проходческий щит придумал английский инженер Марк Исамбард Брунель в 1817 году, когда русский император Александр I обратился к нему с просьбой спроектировать мост над Невой в Санкт-Петербурге. В 1818 году щит Брунеля был запатентован, а в 1825 году с его помощью началось строительство тоннеля под Темзой.

В Советском союзе щит был впервые построен в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой. Несмотря на то, что советские пропагандисты преподносили этот факт как победу социалистической индустрии, на самом деле советский щит был копией английского щита фирмы "Маркхэм и Ко", который был ранее куплен за валюту и уже работал на том же участке.

Устройство щитов

Классический проходческий щит состоит из рабочего органа (это то, чем копают), трубы (чтобы сверху песок и земля не сыпались) и домкратов, которыми щит отталкивается от построенного тоннеля.

Классификация щитов

С точки зрения любителей полазить под землей, щиты делятся на три категории:

Ржавая труба с домкратами, некогда гнившая на пути из Строгино в Митино
  • Ржавая труба с домкратами - старый советский щит серии Щ или ЩН. В качестве рабочего органа используются рабочие с отбойными молотками и лопатами. Особой ценности для эксплуатирующей организации не представляет, поэтому, как только кончаются деньги на строительство, бросается, как есть. Под просторами нашей родины гниют десятки устройств этой категории.
  • Продвинутый советский щит - обычно серия КТ, производства Ясиноватского завода (Украина). Одно время (в 70-е годы) считались лучшими щитами в мире, но за прошедшие годы скатились в сраное говно. Так, последний, купленный московским метростроем КТ (с компьютерным управлением, все дела), прошел порядка 100 метров перегона Улица Академика Янгеля - Анино и сдох совсем. Метрострой оказался перед выбором - копать демонтажную камеру, вытаскивать щит и сдавать по гарантии или делать что-то еще. Сделали что-то еще: выломали из щита все компьютерное управление, рабочий орган, поставили перед ним рабочих с домкратами. Вобщем, получилась ржавая труба с домкратами. Некоторое количество таких щитов тоже гниет под просторами, несколько штук используется.
  • Российский щит - Собранный на коленке девайс, обычно используемый при проходке коллекторов. Выпущен чаще всего той же организацией, которая его использует. Надо отметить, что существуют довольно продвинутые даже по сравнению с западными модели. В целом, российские щиты встречаются крайне редко, по причине отсутствия сколько-нибудь серийного производства.
Заграничный щит. Где-то за границей
  • Заграничный щит - Продвинутый девайс, производства фирм Херренкнехт, Ловат, Вирт и еще миллиона японских компаний (в Японии практически каждая крупная компания выпускает щиты, кроме шуток!). Весь в компьютерах, датчиках, лазерных теодолитах и тому подобных устройствах, такой щит (и отдельные его части) представляют собой серьезную ценность для владельца. Поэтому, застревают они редко. Если вдруг кончаются деньги, подрядчик копает сверху шахту, извлекает через нее щит и увозит его туда, где деньги есть. Ввиду наличия перечисленных недешевых девайсов, без присмотра находятся редко - обычно на щите тусуется пара монтеров, вне зависимости от времени суток. Тоннели, заканчивающиеся заграничным щитом, обычно охраняются лучше, чем тоннели без оного. Впрочем, один из навороченных заграничных щитов (Lovat "Полина" на строительстве станции "Борисово" Люблинской линии Московского метрополитена) торчал под землёй без движения чуть более чем два года, практически без охраны. То, что он сохранился, можно объяснить только предельно малой распространённостью диггерства в те далёкие, но прекрасные годы.

Факты о щитах

Наклейка для тупых, предупреждающая о противокражной маркировке на заграничном щите Lovat
  • Средняя скорость среднего заграничного щита - 500-600 метров в месяц, зависит от грунтов.
  • Мировой рекорд скорости проходки - 1240 метров в месяц - установлен в 1981 году щитом КТ-1-5,6 на строительстве перегонного тоннеля в Ленинграде от "Пионерской" до "Удельной". Щит гнали на убой и по завершении проходки утилизировали.
  • Самый большой в мире щит произведен компанией Херренкнехт и имеет диаметр 15,2 метра.
  • Самый большой в мире строящийся щит диаметром 20 метров изготавливается компанией Херренкнехт на деньги правительства Москвы. Техническим заказчиком выступает ЗАО Инфраструктура, принадлежащее на паях Абрамовичу (тому самому) и Абрамсону.
  • Многие детали заграничных щитов имеют противокражную маркировку, наподобие кода, наносимого на детали автомобилей. Данные по этой маркировке у производителей щитов сведены в единую базу, поэтому всегда можно узнать, с какого именно щита был украден купленный вами в подворотне за пару бутылок водки лазерный теодолит. Очень удобно.

Ссылки по теме