Сваи в метро

Материал из Stalkers Encyclopedia Xenobiologica
Версия от 00:39, 1 ноября 2014; Stalker (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Ни разу такого не было и вот опять.
В. Черномырдин


Они теперь всегда так строят: сначала забивают сваи, возводят стены, а потом, если всё получилось, проектируют.
Анонимный критик Мэрсобянина


Неоднократное событие забивания бетонных свай в грунт без подключения головного мозга. Во всех известных случаях грунт содержал в себе тоннель метрополитена, что оказывалось весьма внезапным как для сваебойцев, так и для проектировщиков. Не говоря уже про сам метрополитен и, в особенности, его пассажиров, которым там и так тесно и вот только сваи и не хватало.

Далёкие восьмидесятые

О тех мрачных временах мы можем судить лишь по летописным источникам. Выпущенная Тоннельной Ассоциацией России книга по эксплуатации тоннелей метрополитена сухо сообщает, что в 80-е годы при строительстве жилого дома в перегон Полежаевская-Беговая была забита свая. Участок считался аварийным до середины 90-х, когда несущая способность тоннеля была восстановлена при помощи установки специальной металлоконструкции.

Эти наши диггеры наличие металлоконструкции на перегоне подтверждают.

Радислав Лыба и другие

Полоса отчуждения железной дороги, да

Наверное наиболее фееричная история произошла в 2006 году на перегоне Сокол - Речной Вокзал, в полосе отчуждения железной дороги. Некая рекламная компания, нагло афиллированная с РЖД, устанавливала громадную рекламную конструкцию в составе вращающегося треугольника на пятнадцатиметровой опоре, общим весом в несколько десятков тонн. Чтобы конструкция не завалилась раньше времени, проект (а он был, проект?) предусматривал фундамент на бетонных сваях.

Как начинали ставить сваю

Подрядчиком выступала маленькая контора в составе десятка таджиков, свайного копра на базе автомобиля КрАЗ и гендиректора с поэтичным именем Радислав Лыба. Размер и вес рекламной конструкции подсказывают, что где-то в кустах прятались бетономешалка и автокран.

Злые языки поговаривают, что перед началом установки фундамента на месте будущей конструкции собрались представители рекламной компании, подрядчика и РЖД:

- Сюда забивайте, - сказал рекламщик, - отсель, - он невнятно ткнул носком дорогого ботинка в снег, - и вот досель!
- А прое... эээ... Геоподоснова хотя бы есть? - осторожно спросил Радислав Лыба. - Там внизу ни во что не попадём?
Рекламщик и представитель РЖД переглянулись и заржали.
- Да что там может быть, под нашей-то территорией?! - спросил представитель РЖД.

На том и приступили. Работа спорилась. "Бум! Бум! Бум!" - бодро уходили в землю одна за другой 12-метровые бетонные болванки. Вдруг очередная свая наткнулась на неизвестное препятствие. Ебнули еще пару раз. Свая пробила препятствие и провалилась вниз. Но и это не остановило идиотов, работы продолжились.

А тем временем в тоннеле

Разбитая сваей кабина машиниста

Машинист состава, увидев в свете фар торчащий из потолка тоннеля посторонний предмет и валяющиеся на путях куски бетона заподозрил неладное. Он применил экстренное торможение, и двигающийся по инерции состав уткнулся в торчащую сваю, обломил её и проехав еще несколько десятков метров остановился. Машинист связался было с диспетчером и даже успел сообщить пассажирам о том, что они сейчас пойдут до станции пешком, когда состав сотрясло и на глазах охуевших пассажиров в потолок третьего вагона начала влезать следующая свая.

Шухер и Михайлов

Вадим Михайлов занят выполнением своих прямых обязанностей - дает интервью.

В метрополитене поднялся шухер. Пассажиры, возглавляемые машинистом, шли по путям к "Войковской", навстречу им уже спешили аварийщики службы тоннельных сооружений и спасатели МЧС. А к сваезабивателям, мигая синей иллюминацией, приближались машинки с надписью "УВД по охране метрополитена", из которых грозили кулаками хмурые дядьки в форме. Тут до строителей внезапно дошла вся глубина, на которую попали их сваи. Они незамедлительно погрузились в газель и попытались иcчезнуть с места происшествия вместе с копром, но после короткой погони были задержаны.

В скором времени на место происшествия прибыл Вадим Михайлов в красивой каске, попытавшийся осмотреть место происшествия снизу. С целью, так сказать, выявления скрытых властями трупов, которые, если верить Михайлову, тайно вывозят с каждого мало-мальски серьезного происшествия. Спустившись на платформу Войковской, он внезапно нос к носу столкнулся с начальником пресс-службы метрополитена Светланой Царёвой. После краткой немой сцены Михайлова увесистыми пинками выставили за оцепление, где он мужественно дал несколько интервью, в которых поведал, что теперь-то Москва уж точно провалится.

Радислав Лыба

Последствия

Разумеется, данный случай послужил источником изрядной вони в прессе, а также сигналом к атаке на ведьм в рекламном бизнесе. То, что наружная реклама устанавливается в городе абы как, безо всяких разрешений и согласований, не было ни для кого новостью, но в этот раз чиновникам пришлось оторвать зады от кресел и создать хотя бы видимость исполнения своих обязанностей.

Невзирая на романтичные имя и фамилию, Радислав Лыба, так и не сумевший предоставить никаких документов на ведение работ, равно как и договора с рекламщиками, трудовых договоров с коллективом, документов на владение КрАЗом и т.п., оказался единственным, кого кровавый режим привлёк к уголовной ответственности по части 1 ст. 216 УК РФ. Кстати, он оказался даже и не строителем, а строительную компанию создал по зову души недели за две до событий.

Рекламщики тут оказались как бы вообще и не причем, что позволило им избежать уголовной ответственности. От лишения лицензии это их, правда, не спасло.

Электрификация МК МЖД

Свайный копёр, Беседин, Ликсутов и другие на месте забития сваи.

22 января 2014 года история повторилась. На той же Замоскворецкой линии, снова на территории РЖД, но теперь уже на юге Москвы - перегоне между станциями Автозаводская и Коломенская (вопреки распространённому заблуждению, далеко не весь этот перегон проходит по поверхности).

И если в 2006 году уровень раздолбайства просто зашкаливал: строительные работы велись без проекта, договора и прочее, то теперь серьёзная компания вела строительство по серьёзному проекту: электрификации МК МЖД. Тем не менее, свая попала точно в центр свода и заняла собой половину тоннеля. К счастью, в этот раз, машинист успел применить экстренное торможение не доезжая до сваи. Каким образом можно было, имея геоподоснову и согласовывая проект в куче организаций, всё равно попасть в тоннель метро - разберётся прокуратура. Ксенобиологам же пока остаётся только еще раз процитировать эпиграф: "они теперь сначала строят, а потом проектируют".

Хочется так же отметить отсутствие Вадмиха на месте происшествия. С ним всё в порядке?

Драги и Доки в Чикаго

Те самые сваи и бесплодная попытка засыпать дырку мешками с песком

В начале 20 века в Чикаго была построена система грузового метро, использовавшегося для доставки почты и угля. Просуществовав ни шатко, ни валко до 1954 года, компания, опутавшая весь центр Чикаго (Chicago Loop) своими тоннелями, наконец обанкротилась. Тоннели, связывающие подвалы многих зданий центра остались заброшенными. В некоторых из них проходили кабельные коммуникации, другие никто не обслуживал. Гермозатворы, которыми была снабжена сеть тоннелей, после банкротства компании демонтировали, как представляющие определённую ценность (металл!). На этом, в принципе, о существовании такой интересной системы можно бы было и забыть.

Но в 1991 году, в дно реки Чикаго потребовалось забить несколько свай для защиты опор моста Kinzie Street от тыкающихся в них кораблей. Работы выполняла компания со странным для русского уха названием "Драги и Доки Великих озёр компани" (нет, это не те "драги", о которых вы подумали).

По какой-то сложной причине забить новые сваи в то место, в которое уже забиты старые, не представлялось возможным. Поэтому установленный на барже свайный копёр залепил их в наиболее подходящую точку, в которой, по странному стечению обстоятельств, оказалась стена одного из тоннелей.

Установка буронабивной сваи для закупоривания повреждённого тоннеля. На заднем плане - тот самый мост.

Через несколько дней в этом тоннеле оказался обходчик, осматривающий кабели, которые проложила его компания, пользуясь бесхозностью сооружения. Внезапно он обнаружил трещину в стене, сквозь которую начинала сочиться вода. Обходчик зафиксировал протечку на видео и сообщил об этом своему начальству, а те связались с городскими властями. Начался предсказуемый, но бесконечный процесс выяснения, кто же отвечает за тоннели, кто и из чьего бюджета будет их если не ремонтировать, то, по крайней мере, обследовать. Так прошел год.

12 апреля 1992 года, подвалы всех зданий центра Чикаго и чикагское метро внезапно превратились в гигантское подземное озеро. Была объявлена эвакуация, отключены электричество и газ, прекратилась торговля на чикагских биржах. Городские службы отчаяно искали источник миллиона кубометров воды, высказывая в качестве основной версии прорыв водопровода. Впрочем, их немного смущал тот факт, что в подвалах и тоннелях метро весело плескались рыбы.

Всех спас некий репортёр, обнаруживший характерный для спускаемой раковины водоворот в реке рядом с мостом Kinzie Street.

Откачивание той самой воды в том самом Чикаго

На устранение течи потребовалось три дня, за которые была частично спущена река (закрыты шлюзы в верховьях, открыты в низовьях), а по сторонам от реки в тоннели установлены буронабивные сваи, отрезавшие их от остальной сети. После этого стало возможным начать откачивать воду из подвалов. Последствия аварии устранялись еще очень долго. Например, самые нагруженные линии чикагского метро - State и Dearborn были закрыты на протяжении двух недель.

Пострадавшие попытались взыскать с кого нибудь ущерб, составивший бешенные миллиарды долларов. В качестве ответчиков по искам числились муниципалитет Чикаго и Драги и Доки Великих Озёр. В процессе длительного судебного разбирательства предсказуемо оказалось, что никто не виноват и платить не будет. Страховым компаниям тоже удалось существенно оптимизировать свои выплаты (не заплатить вообще ничего), переквалифицировав событие с "наводнения" на "утечку". Местные жители до сих пор называют это событие "великой чикагской утечкой".

Другие аналогичные истории

В 1996 году при произведении геолого-разведвательных работ был пробурен свод перегона Третьяковская-Марксистская. Ввиду того, что работы в охранной зоне метрополитена были соответствующим образом согласованы, были предприняты меры на случай возможной ошибки геологов (которая в итоге и произошла). В частности, была ограничена скорость движения поездов. По свидетельству очевидцев, низкая скорость движения и позволила избежать контакта между отправившимся с Третьяковской поездом и вывалившимся из потолка тоннеля буром.

30 мая 2008 года, не менее доблестные геологоразведчики пробурили строящийся тоннель Омского метро. Ситуация отличалась тем, что тоннель прокладывался в сложнейших гидрогеологических условиях - плывун и все дела. Через дырку в своде тоннеля плывун хлынул внутрь, затапливая проходческий щит и рабочих, ведших проходку. К счастью, всех вовремя эвакуировали, никто кроме щита не пострадал.

Сразу после вышеописанного случая с Радиславом Лыбой, главный инженер Казанского метрополитена сообщил, что в Казани подобная история невозможна - метрополитен новый, современный, весь в датчиках, хуятчиках... Примерно через месяц после этого смелого заявления, при ведении работ по строительству перегонного объекта ГО, стенка тоннеля была разрушена устройством для установки буронабивных свай. Нарушение обделки вызвало сильное поступление воды и частичное затопление перегона с перерывом движения почти на сутки.

В августе 2007 года строители подземной автостоянки в Киеве, пробурились горизонтальной скважиной, предназначенной для цементации грунта, до тоннеля Сырецко-Печерской линии и остановили движение на этом участке на два дня.

В 2010 году при строительстве чего-то там в Норвегии в тоннель метрополитена была установлена буронабивная свая.

Совершенно обратная история произошла в 2009 году снова в Казани. При прокладке метро, как известно, за обделку тоннеля нагнетают под большим давлением цементный раствор, чтобы заполнить остающиеся пустоты между грунтом и тоннелем. Этот процесс иногда даёт неожиданные эффекты. В этот раз давлением выпихнуло на поверхность сваю, испокон веков покоившуюся в грунте как раз над тоннелем. Свая пробила асфальт расположенной выше дороги и пришлась точно в днище проезжавшему автомобилю ВАЗ-2109, водитель которого был весьма удивлён.

23 Января 2014 года, на следующий день после истории с электрификацией МК МЖД, Лондонские метростроители, выполнявшие нагнетание раствора за обделку тоннеля, по ошибке пробурили не ту стену. Раствор под давлением полился не в пустоты, а в соседнее помещение, по случайности оказавшееся аппаратной, обеспечивающей систему СЦБ на линии Victoria. Движение по линии пришлось прервать.

Бур, поезд и мужик

30 октября 2014 года строители в Нью-Йорке, занимающиеся строительством железнодорожного тоннеля, просверлили тоннель метро и идущий в нём поезд буром. Ксенобиологам особенно понравилась реакция пассажиров. Когда одну выбравшуюся из поезда пассажирку спросили, испугалась ли она, та ответила что нет, потому, что в МТА (Нью-Йоркский аналог Департамента Транспорта) постоянно что-то ломается и все привыкли.

Кроме этих ваших метрополитенов внезапные сваи случаются и в других местах. Например, в подземных реках. Кроме того, известно, что приблизительно в 2003 году, при строительстве Патриаршьего моста, сваей были пробиты высоковольтные кабели линии электропередач, питающей Кремль.

Иллюстрации

Видео

Ссылки

См. также

Сваи в Котловке