Сигналка — различия между версиями

Материал из Stalkers Encyclopedia Xenobiologica
Перейти к: навигация, поиск
(Линейный инфракрасный датчик)
(Пассивный инфракрасный датчик)
Строка 64: Строка 64:
 
[[image: passive.jpg|thumb|left|Внезапно! Пассивный ИК датчик в тоннеле метрополитена!]]
 
[[image: passive.jpg|thumb|left|Внезапно! Пассивный ИК датчик в тоннеле метрополитена!]]
  
Датчик движения, иногда ошибочно называемый "объемником". Очень любим в офисных системах сигнализации и редко встречается где либо еще, хотя всякое бывает.  
+
Датчик движения, иногда ошибочно называемый "объемником" (более популярное слэнговое обозначение - "пирик"). Очень любим в офисных системах сигнализации и редко встречается где-либо еще, хотя всякое бывает.  
  
 
Иногда совмещен с ультразвуковым допплеровским датчиком движения.  
 
Иногда совмещен с ультразвуковым допплеровским датчиком движения.  

Версия 14:40, 26 июля 2010

Добрые дяденьки спешат рассказать сказку

Сигналка (от рус. 'Сигнализация') - комплекс средств, для предотвращения проникновения посторонних лиц на охраняемый объект.

Типовая сигналка состоит из охранного извещателя (датчика), контрольно-приемного устройства, лампочки-индикатора, лампочки на пульте и последствий срабатывания.


Датчики, установленные в тоннелях метрополитена рядом со станциями называются устройствами контроля прохода в тоннель (УКПТ).


Практически в ста процентах случаев, после срабатывания сигналки приезжают добрые дяденьки, которые всегда готовы рассказать сказку. Хорошим мальчикам - хорошую, а плохим - тоже хорошую.

Основные принципы работы

Контрольно-приемное устройство

Контрольно-приемные устройства из линейки продуктов СОС-95

Контрольно-приемное устройство - это мозг сигнализации. К нему подключаются все датчики (при помощи шлейфа) и оно принимает решение о передаче сигнала тревоги. В современных системах сигнализации именно контрольно-приемное устройство принимает решение о постановке на охрану или снятии с нее (по набору кода, радиобрелком, смарт-картой и т.п.).

Контрольно-приемное устройство связано с пультом диспетчера проводным или радио-каналом. А иногда и тем и другим одновременно. Раз в несколько секунд оно передает на пульт сигнал "я жив".

При срабатывании извещателя (датчика), или наоборот, при внезапном изчезновении датчика, контрольно-приемное устройство передает сигнал "Тревога". На пульте загорается лампочка (ну, то есть, на самом деле, современный пульт - это компьютер, на экране которого желтеет или краснеет соотвтетствующий пункт).

При вскрытии корпуса контрольно-приемного устройства обычно срабатывает специальный датчик, который работает даже тогда, когда сигнализация отключена.

При получении пультом диспетчера сигнала тревоги (или при неполучении оным пультом очередного контрольного сигнала), наступают последствия.

Контрольный индикатор

Красный глаз смотрит на вас как на говно из-за решетки вентиляционной шахты метрополитена

В контрольно-приемном устройстве предусмотрен индикатор "сигнализация на охране". Обычно, это красная лампочка (по терминологии кавезов - красный глаз). В нормальном состоянии она горит, в нерабочем состоянии - не горит, в состоянии "тревога" - мигает. Если контрольного индикатора на объекте нет, о срабатывании сигналки можно узнать по ласковому похлопыванию ваших почек дубинкой. Кстати, иногда лампочка мигает в состоянии "тестирование".

Шлейф

По прочтении вышесказанного вы наверняка подумали: все же очень просто, как в голливудском фильме! Надо всего-навсего перерезать шлейф, ведущий к датчикам, а сами датчики отодрать и выкинуть в ствол. Увы. Современные сигнализации надежно контролируют состояние шлейфа (обычно контролируется отклонение его сопротивления от номинального значения). А самые современные сигнализации общаются со своими датчиками по цифровому протоколу с криптографией (или, если производитель исповедует пофигизм, то без криптографии, но, все равно, ничего хорошего). Короче говоря, грубое вмешательство в шлейф, скорее всего, приведет к срабатыванию, а там - сами знаете.

Сирена

В некоторых системах сигнализации присутствует сирена, которая начинает выть и пищать, когда сигнализация сработала. Ее наличие или отсутствие ровным счетом ничего не означает и зависит от вкусов владельца объекта.

Типы извещателей (датчиков)

Колесико

Колесико

Старый примитивный датчик контроля открытия двери нажимного типа. Имеет на конце колесико (отсюда название). До сих пор применяется для контроля открытия гермозатворов. Отличается тем, что применяется как нормально-открытый. Таким образом, простое перерезание ведущего к нему провода отключает его без срабатывания сигнализации.

Геркон

Геркон


Датчик для контроля открытия дверей, состоящий из магнита и геркона. В нормальном состоянии магнит поднесен к геркону и цепь сигнализации замкнута. При открытии двери цепь размыкается и наступает сработка сигналки.

Объемник (микроволновый датчик)

Объемник в шахте метрополитена

Срабатывает при перемещении любого предмета в зоне его обнаружения. Принцип работы - допплеровский (кому интересно - смотрите в гугле, целевая аудитория этого сайта все равно ничего не поймет). Часто применяется в вентиляционных шахтах и ходках. При грамотной установке практически непреодолим.

Линейный инфракрасный датчик

Извещатели СПЭК в одной из Вентиляционных шахт метрополитена в Санкт-Петербурге, где можно было обойтись одним объемником

Линейный инфракрасный датчик, так наз. "шторка", представляет собой два устройства - излучатель и приемник. Излучатель излучает инфракрасный луч, приемник его принимает. Сработка датчика происходит при разрыве луча (например, пересечении его кавезом).

Кто-то из руководства питерского метрополитена владеет заводом по произвоству линейных ИК датчиков СПЭК. Это единственное, чем можно объяснить то, как они эти датчики лепят в каждую дырку вне зависимости от того, годятся они туда или нет.

Пассивный инфракрасный датчик

Внезапно! Пассивный ИК датчик в тоннеле метрополитена!

Датчик движения, иногда ошибочно называемый "объемником" (более популярное слэнговое обозначение - "пирик"). Очень любим в офисных системах сигнализации и редко встречается где-либо еще, хотя всякое бывает.

Иногда совмещен с ультразвуковым допплеровским датчиком движения.

Состоит из двух пироэлектрических детекторов и линзы френеля, если это вам чего нибудь скажет. Фиксирует изменение теплового фона в зоне своей видимости. Обойти такой датчик с некоторой вероятностью (если у него высокий порог срабатывания) можно при помощи специального маскировочного костюма, маскирующего в инфракрасном спектре. Если датчик совмещен с ультразвуковым, такая хитрость, ясен пень, не поможет.

Еще такие датчики ввиду их дешевизны любят вешать на автоматически включающиеся прожектора

Линейный радиоволновой датчик

В траве притаился радиоволновой датчик

Обожаемые сталкерами военные объекты очень часто, ввиду протяженных периметров, оснащают линейными радиоволновыми датчиками.

Такой датчик состоит из передатчика и приемника, между которыми расположена зона обнаружения от трех до пяти метров в высоту и столько же в ширину. Датчики зачастую ставят с перехлестом, чтобы один находился в зоне обнаружения другого. Там, где так не делают, исповедуют пофигизм

Другие типы датчиков

Радиоволновой и другие датчики в составе комплексной системы защиты

Помимо вышеперечисленных, для охраны объектов применяются другие типы датчиков. Для периметров: вибрационные (срабатывают от вибрации сетки, протянутой по забору) и емкостные (срабатывают от изменения электрической емкости например, когда нарушитель просто подходит к датчику), обрывные (срабатывают при обрыве маааленького провода) и т.п.

Для охраны помещений так же применяются пассивные инфракрасные датчики движения, емкостные датчики и т.п.

Сигналка зачастую совмещена с видеонаблюдением, а почти все современные системы видеонаблюдения умеют срабатывать при движении в поле зрения камеры.

Методы борьбы с сигналкой

Пофигистично установленные извещатели СПЭК-7. Через них можно просто перелезть по проложенному вдоль тоннеля кабелю

Бороться с сигналкой можно только при полной уверенности, что монтеры, ее установившие и эксплуатирующие, исповедуют пофигизм.

В большинстве случаев, через датчик можно тупо перелезть. Если стоит объемный датчик, можно попытаться пролезть так, чтобы он не среагировал на ваше движение.

Можно попробовать вскрыть дверь и проапгрейдить сигналку так, чтобы в следующий раз она не сработала.

Можно попытаться перемкнуть провод, ведущий от контрольно-приемного устройства к датчику.

У вас есть ровно одна попытка. После этого с большой вероятностью залаз будет запален.

См. также