УНК — различия между версиями

Материал из Stalkers Encyclopedia Xenobiologica
Перейти к: навигация, поиск
(Конкуренты)
Строка 70: Строка 70:
 
Проекты БАК и УНК во многом похожи: БАК тоже расположен в тоннеле глубокого залегания, хотя глубина его несколько больше: от 50 до 150 метров. Длина тоннеля - 26 с копейками километров, диаметр 5 метров, конструкция обделки - монолитная. БАК выдаёт энергию столкновения 8ТэВ, а после реконструкции в конце 2014 года планируется получить энергию в 14ТэВ.
 
Проекты БАК и УНК во многом похожи: БАК тоже расположен в тоннеле глубокого залегания, хотя глубина его несколько больше: от 50 до 150 метров. Длина тоннеля - 26 с копейками километров, диаметр 5 метров, конструкция обделки - монолитная. БАК выдаёт энергию столкновения 8ТэВ, а после реконструкции в конце 2014 года планируется получить энергию в 14ТэВ.
  
Тем временем, европейские физики на конференциях обсуждают проект строительства нового ускорителя. Дело в том, что на энергиях порядка 10ТэВ, которые выдаёт ныне действующий ускоритель, из существенного, удалось найти только Бозон Хиггса, да и то в виде единичного явления. Никаких других теорий типа Суперсимметрии или Новой Физики (только не спрашивайте, что это за хрень), обнаружить не удалось. Поэтому, учёные решили двигаться дальше и получить энергию столкновения в 100ТэВ. Для этого там же, в районе Французско-Швейцарской границы предполагается построить новое кольцо, протяженностью 80 км, в котором существующий БАК будет использоваться для предварительного разгона. Используя научный метод аппроксимации ксенобиологи предсказывают, что если и на ОБАК (охуенно большом адронном коллайдере) не удастся достичь интересующих современную физику результатов, будет предложено построить коллайдер с энергией столкновения 1000 ТэВ и длиной кольца 300 километров. К сожалению, история умалчивает, присутствовал ли на физической конференции хотя бы один министр финансов хотя бы одной европейской страны и если присутствовал, то что сказал.
+
Тем временем, европейские физики на конференциях обсуждают проект строительства нового ускорителя. Дело в том, что на энергиях порядка 10ТэВ, которые выдаёт ныне действующий ускоритель, из существенного, удалось найти только Бозон Хиггса, да и то в виде единичного явления. Никаких других теорий типа Суперсимметрии или Новой Физики (только не спрашивайте, что это за хрень), обнаружить не удалось. Поэтому, учёные решили двигаться дальше и получить энергию столкновения в 100ТэВ. Для этого там же, в районе Французско-Швейцарской границы предполагается построить новое кольцо, протяженностью 80 км, в котором существующий БАК будет использоваться для предварительного разгона. Используя научный метод аппроксимации ксенобиологи предсказывают, что если и на ОБАК (охуенно большом адронном коллайдере) не удастся достичь интересующих современную физику результатов, будет предложено построить коллайдер с энергией столкновения 1000 ТэВ и длиной кольца 300 километров. К сожалению, история умалчивает, присутствовал ли на физической конференции хотя бы один министр финансов хотя бы одной европейской страны и если присутствовал, то что сказал. К сожалению, несмотря на то, что в новом коллайдере бозон Хиггса станет привычным явлением и будет получаться тысячами в день, монетизровать его вряд ли удастся.
  
 
=Конспирология=
 
=Конспирология=

Версия 21:27, 11 апреля 2014


Ускорительно-накопительный комплекс - эпический комплекс подземных сооружений в городе Протвино, расположенном на границе Московской и Калужской областей. Строился в интересах Института Физики Высоких Энергий и предназначался для размещения кольцевого ускорителя заряженных частиц (протон-протонного суперколлайдера). Завершился (или еще нет?) финансовым фэйлом.

Предыстория

Ваши учёные достроили ускорительно-накопительный комплекс. До Альфы Центавра осталось совсем чуть-чуть.

Большой ускоритель заряженных частиц - убердевайс. Одно из чудес света. Плюс сто к развитию цивилизации, плюс пятьдесят к дипломатии. Хоть и не позволяет организовать производство айфончиков, которое многие недалёкие граждане принимают за признак научно-технического прогресса, тем не менее, исследования, проводимые на ускорителях, дают учёным понимание глубоких основ устройства мира. В отдалённой перспективе эти исследования способны вылиться в вещи, которые мы сегодня считаем фантастикой: телепортацию, антигравитацию, warp-двигатель, путешествия во времени и черт его знает, что еще. Разумеется, от коллайдера до антигравитации - столь же далеко, как от электрометра Рихмана (1752 г.) до навороченного смартфона. Однако, не будь исследования атмосферного электричества электрометром (кстати, стоившего Рихману жизни), сидеть тебе, читатель, сейчас при лучине в деревянной избе и никакого интернета. Никаких айпэдов. Никакого порно.

Не вдаваясь в подробности (за ними в Википедию, а еще лучше - к Левичу-Вдовину-Мямлину) скажем, что в ускорителях разгоняют до сверхвысоких энергий пучки элементарных частиц, а потом сталкивают их. При столкновении происходит некий крибле-крабле-бумс и учёные, при помощи высокочувствительных датчиков, наблюдают разные физические явления. Например, появление того-же Бозона Хиггса.

Чтобы достичь этих самых сверхвысоких энергий, надо обеспечить пучку заряженных частиц длинный маршрут разгона. Грубо говоря, чем длиннее кольцо коллайдера, тем больше интересных результатов можно получить. Поэтому, от сравнительно небольших (в несколько сотен метров) установок (которые, впрочем, еще работают и даже строятся новые, потому, что и на тех энергиях, которые они способны обеспечить, еще далеко не все исследования проведены), учёные постепенно перешли к гиганским - в несколько десяков километров сооружениям.

История

Радужные перспективы

Территория ИФВЭ со старым полуторакилометровым ускорителем в обвалованном тоннеле

УНК - детище гонки за высокими энергиями столкновения частиц. В начале восьмидесятых в мире строилось и работало несколько крупных ускорителей заряженных частиц (цифры мы будем приводить не чтобы поумничать, а для сравнения): Тэватрон (США, лаборатория Ферми, длина кольца 6.4 км, энергия столкновения на начало 80-х 500ГэВ, завершен в 1983 году), Протонный Суперколлайдер (Европа, ЦЕРН, длина кольца 6.9 км, энергия столкновения 400 ГэВ). Самым крупным ускорителем в СССР на тот момент был У-70 (Протвино, Институт физики высоких энергий), с длиной кольца 1.5 км и энергией столкновения 70 ГэВ). Исчерпав возможности своего старого ускорителя, учёные ИФВЭ инициировали строительство новой, самой большой на тот момент в мире (не понту ради, а для достижения высоких энергий столкновения) установки. Предполагалось, что частицы будут предварительно разгоняться в ускорителе У-70, по специальному тоннелю, так называемому Каналу Инжекции, длиной 2.7 км и попадать в новый ускоритель. На первом этапе (первая ступень) предполагалось достичь энергии столкновения 900ГэВ. После достройки второй ступени - планировалось выйти на 3ТэВ. В перспективе была запланирована 3-я ступень.

Учитывая, что рельеф местности в окрестностях ИФВЭ далёк от плоского, кольцо длиной 21 километр было решено строить под землёй - глубоким заложением. Глубина кольца (а его плоскость, понятно, строго горизонтальна) - от 20 до 60 метров, в зависимости от рельефа местности. Помимо кольца и канала инжекции предстояло построить 4 крупных выработки - прямолинейные участки ускорителя, длиной по 400 метров, зал советско-американского эксперимента Нептун - огромную односводчатую выработку, сильно напоминающие односводчатые станции Екатеринбургского типа.

Решение о начале строительства было принято в 1980. В Министерстве среднего машиностроения была создана организация "Управление Строительства №620". Институту Метрогипротранс был заказан проект комплекса. В том же году начали освоение площадки подготовительные работы. В 1982 году был завершен проект первой ступени ускорителя и в 1983 году, наконец, начались основные строительные работы на объекте. Работы велись горным способом из 26 шахт.

Четыре года они велись ни шатко, ни валко (за это время построили 200 метров канала инжекции, 1.5 километра кольцевого тоннеля, прошли 7 из 26 шахт). В 1987 году вышло постановление правительства об активизации работ. В 1988 году, впервые с 1935 года, советский союз закупил два современных тоннелепроходческих комплекса компании Ловат. Щиты получили имена Ольга и Полина. Щитами велось строительство переходных участков (наклонных тоннелей).

Полностью законченный Канал Инжекции.

За следующие 5 лет были почти полностью закончены все горные работы: полностью (за исключением нескольких десятков метров) достроен кольцевой тоннель, полностью построен Канал Инжекции, начали строиться тоннели отвода пучка к ловушкам, построены СПП и зал эксперимента Нептун.

В Канале Инжекции успели полностью смонтировать оборудование и провести пробные пучки заряженных частиц. Готовились устанавливать оборудование в кольцевом тоннеле. До завершения строительства оставалось совсем чуть-чуть, но тут у страны окончательно кончились деньги.

Тяжелый путь и фиаско

Михаил Сергеевич, не для себя, для науки прошу, дайте еще денег!

Вся история УНК между 1990-м и 1998-м годами - это история написания жалостливых писем. ИФВЭ и Протонтоннельстрой писали президентам (сначала Горбачёву, потом Ельцину), апеллировали к мировому сообществу, просили поддержки у своих аммериканских коллег. При этом, проходка не останавливалась ни на минуту. Чем жили и что ели проходчики, полтора года сидевшие без зарплаты - ксенобиологам неизвестно - но они продолжали ходить на работу и вести проходку, строить тоннель. Возможно людям казалось, что после завершения УНК наступит какое-то светлое будущее. Редакция со смешанными чувствами относится к этим людям и затрудняется определиться, как вела бы себя, окажись на их месте.

В 1995 году было принято решение отказаться от второй ступени (это не сокращало объем строительных работ, но сильно уменьшало количество монтируемого оборудования). В том, что сооружение тоннелей ускорителя будет завершено ни у кого даже тогда не было никаких сомнений.

Кризис 1998 года поставил крест на УНК даже в том урезанном виде, в котором он еще строился. Россия официально объявила о своём участии в ЦЕРНовском проекте Большого Адронного Коллайдера. От достройки протвинского ускорителя отказались окончательно. В конце года два министерства: Минатомэнерго и Миннауки приняли совместное решение: завершить строительство кольцевого тоннеля, после чего принять меры к его консервации.

Первая часть (завершение тоннеля) так и не была выполнена, а меры по консервации были приняты в духе того времени: шахты брошены. Протонтоннельстрой демонтировал проходческие комплексы и отправился строить метрополитены в Москве и Казани. Через пару лет у ксенобиологов состоялся примечательный разговор с представителем компании Lovat в России:

- Скажите, - спросили ксенобиологи, - почему вы назвали новый щит Ольгой? Ведь Ольга уже есть.
- Вы знаете, - ответил представитель Ловат, - это для нас удивительно. Мы были уверены, что те 
  два щита давно сгнили и порезаны на металл. Не ожидали, что они снова проявятся.

На этом история строительства УНК закончилась окончательно и началась новейшая его история: на балансе ИФВЭ и ФГУП "Тонот", в который преобразовался тоннельный отряд 8, оказалось грандиозное и никому нахрен не нужное сооружение, пожирающее деньги и ресурсы: на откачку воды, освещение, вентиляцию, охрану. Государство продолжает выделять на поддержание сооружение и завершение строительных работ какие-то деньги (в год по чайной ложке), но о завершении ускорителя речи уже не идёт. Время от времени появляются различные проекты использования кольца - один другого безумнее: аккумуляторная станция, склад продуктов, ферма для выращивания шампиньонов...

В 2009 году вялые работы по доведению строительных сооружений кольца до законченного состояния активизировались

В начале 2014 года пожилые ветераны строительства, продолжающие работать на объекте с самого начала, написали отчаянное письмо новому президенту РАН В. Фортову с призывом закончить и ввести в строй ускоритель, чтобы проводить на нём исследования, которые невозможно проводить на БАК. Письмо, как могут судить ксенобиологи, осталось без ответа.

Конструкция

Строительная схема ускорителя. Закрашены законченные тоннели по состоянию на 1986 г.

Сооружение представляет собой кольцевой тоннель диаметром 5.6 метров и протяженностью 21 километр, построенный в относительно сухих грунтах. Тоннель построен частично из чугунных тюбингов, частично из железобетонных блоков с внутренней металлоизоляцией. Завершенные тюбинговые участки тоже обварены изнутри металлоизоляцией.

Строительство велось через 26 вертикальных шахтных стволов с номерами от 1003 до 1029 (часть из них так никогда и не была пройдена, а часть уже забутована). Нумерация шахт, судя по всему, общая с нумерацией строительных шахт московского метрополитена. Так, что можно считать, что ускоритель - это десятая линия московского метро.

Руддвор каждого из стволов находится в радиусе нескольких десятков метров от основного тоннеля и соединён с ним подходной штольней с металлоизоляционной обделкой.

На кольце присутствует четыре крупных выработки, так называемых СПП с номерами от I до IV - прямолинейные участки кольца. Они требуются для размещения оборудования. При этом, выработка СПП-III не существует, вместо неё построен огромный зал для эксперимента Нептун.

В выработках СПП-I и СПП-IV сделаны, если так можно выразиться, камеры съездов - ответвления тоннелей с кольца по касательной. В СПП-I приходит Канал Инжекции и от него отходит штольня аварийного сброса пучка заряженных частиц. От СПП-IV отходит тоннель к мишеням, который должен разветвляться на несколько штолен: нейтринная штольня, адронная штольня и т.п. Тоннель и штольни с мишенями, насколько можно судить, не завершены.

В северной части кольца имеется не обозначенная на имеющихся в распоряжении ксенобиологов схемах параллельная основному кольцу дренажная штольня протяженностью в несколько километров, соединяющаяся сбойками с основными тоннелями. Диаметр штольни сильно варьируется и в некоторых местах она представляет собой тюбинговый тоннель полного диаметра (5.6 метра). Существование этой штольни породило в среде ксенобиологов шутку о том, что строителям ускорителя забыли сообщить, что они строят не кольцевую линию метро, а что-то другое.

Конкуренты

Министр финансов Евросоюза после получения доклада о проекте нового коллайдера

До 2008 года главным конкурентом УНК был американский коллайдер "Теватрон", главное преимущество которого над УНК заключалось в том, что "Теватрон" работал. В 2008 году в строй вступил ускоритель, известный под названием "Большой Адронный Коллайдер", расположенный на границе Франции и Швейцарии.

Проекты БАК и УНК во многом похожи: БАК тоже расположен в тоннеле глубокого залегания, хотя глубина его несколько больше: от 50 до 150 метров. Длина тоннеля - 26 с копейками километров, диаметр 5 метров, конструкция обделки - монолитная. БАК выдаёт энергию столкновения 8ТэВ, а после реконструкции в конце 2014 года планируется получить энергию в 14ТэВ.

Тем временем, европейские физики на конференциях обсуждают проект строительства нового ускорителя. Дело в том, что на энергиях порядка 10ТэВ, которые выдаёт ныне действующий ускоритель, из существенного, удалось найти только Бозон Хиггса, да и то в виде единичного явления. Никаких других теорий типа Суперсимметрии или Новой Физики (только не спрашивайте, что это за хрень), обнаружить не удалось. Поэтому, учёные решили двигаться дальше и получить энергию столкновения в 100ТэВ. Для этого там же, в районе Французско-Швейцарской границы предполагается построить новое кольцо, протяженностью 80 км, в котором существующий БАК будет использоваться для предварительного разгона. Используя научный метод аппроксимации ксенобиологи предсказывают, что если и на ОБАК (охуенно большом адронном коллайдере) не удастся достичь интересующих современную физику результатов, будет предложено построить коллайдер с энергией столкновения 1000 ТэВ и длиной кольца 300 километров. К сожалению, история умалчивает, присутствовал ли на физической конференции хотя бы один министр финансов хотя бы одной европейской страны и если присутствовал, то что сказал. К сожалению, несмотря на то, что в новом коллайдере бозон Хиггса станет привычным явлением и будет получаться тысячами в день, монетизровать его вряд ли удастся.

Конспирология

Развитие интернета дало сумасшедшим всех мастей инструмент для донесения своего мнения до широких масс. Раньше им были доступны кухни и объявления в подъезде, а теперь любой псих может написать свое мнение в блоге или форуме и даже некоторое время сходить среди обывателей за умного. А там, чем чёрт не шутит, найти соратников и последователей.

Так мы узнали, что есть группа оппозиционных физиков, ведущих священную войну с большим адронным коллайдером. Шизофазические обращения этих физиков во все инстанции они прилежно выкладывают в интернет и иногда собирают тусовку сочуствующих. Выводы, сделанные этими борцами, на основе формул торсионных полей и биоинформационных воздействий, расползаются по интернету, трансформируются по закону испорченного телефона и постепенно перерастают в слухи о том, что причиной безвременной смерти протвинского ускорителя было не отсутствие бабла, а, якобы, адская опасность, исходящая от запланированных на установке экспериментов, но об этой опасности своевременно узнали наверху и закрыли проект. А чтобы избежать паники никому ничего не сказали.

Большей хуйни ксенобиологи еще не слышали.

См. также

Баксанская нейтринная обсерватория