УНК

Материал из Stalkers Encyclopedia Xenobiologica
Перейти к: навигация, поиск


Ускорительно-накопительный комплекс (Протвино, Коллайдер) - эпический комплекс подземных сооружений в городе Протвино, расположенном на границе Московской и Калужской областей. Строился в интересах научной деятельности Института Физики Высоких Энергий и предназначался для размещения кольцевого ускорителя встречных пучков протонов (протон-протонного коллайдера). Завершился (или еще нет?) финансовым фэйлом.

Предыстория

Ваши учёные достроили ускорительно-накопительный комплекс. До Альфы Центавра осталось совсем чуть-чуть.

Ускоритель заряженных частиц - это научный убердевайс, прибавляющий к развитию цивилизации сразу сто очков. Он хоть и не позволяет уже через пару месяцев организовать производство айфончиков, которое многие недалёкие граждане воспринимают за признак научно-технического прогресса, тем не менее, исследования, проводимые на ускорителях, дают учёным понимание глубоких основ устройства мира. В отдалённой (десятки или сотни лет) перспективе эти исследования способны вылиться в вещи, которые мы сейчас считаем фантастикой: телепортацию, антигравитацию, warp-двигатель, путешествия во времени и прочее и прочее. Разумеется, от коллайдера до warp - столь же далеко, как от установки Ломоносова и Римана по исследованию электричества молний до навороченного смартфона, однако, не будь исследования молний (кстати, стоившего Риману жизни) и сидеть тебе, читатель, сейчас при лучине в деревянной избе и никакого интернета. Никаких смартфонов. Никакого порно.

Не вдаваясь в подробности (за ними в Википедию, а еще лучше - к гражданам Левичу-Вдовину-Мямлину) скажем, что в ускорителях разгоняют до сверхвысоких энергий пучки элементарных частиц, а потом сталкивают их. При столкновении происходит некий крибле-крабле-бумс и учёные при помощи высокочувствительных датчиков наблюдают разные физические явления. Например, появление того-же Бозона Хиггса.

Чтобы достичь этих самых сверхвысоких энергий, надо обеспечить пучку заряженных частиц длинный маршрут разгона. Грубо говоря, чем длиннее кольцо коллайдера, тем больше интересных результатов можно получить. Поэтому, от сравнительно небольших (в несколько сотен метров) установок (которые, впрочем, еще работают и даже строятся новые, потому, что и на тех энергиях, которые они способны обеспечить, еще далеко не все исследования проведены), учёные постепенно перешли к гиганским - в несколько десяков километров сооружениям.

И тут наш УНК должен был быть первым.

История

Радужные перспективы

В 1980 году в Институте физики высоких энергий (Протвино, Советский Союз) начали сооружать новый ускоритель. На этот момент там уже существовал (и до сих пор существует) ускоритель У-70, с энергией пучка (цифру мы будем приводить не чтобы поумничать, а для сравнения) 70ГэВ. Планировалось построить новый кольцевой ускоритель У-600, с энергией первой ступени (первого кольца в ускорителе), как можно понять из названия, 600 ГэВ. Энергия второй ступени предполагалась уже 3000ГэВ. Причём, предполагалось, что заряженные частицы будут предварительно ускорены в старом ускорителе, потом будут попадать в новое кольцо, проходить там два круга по спирали и отклоняться в мишень.

Учитывая, что рельеф местности в окрестностях ИФВЭ далёк от плоского, кольцо длиной 21 километр было решено строить под землёй - глубоким заложением. Глубина кольца (а его плоскость, понятно, строго горизонтальна) - от 20 до 60 метров, в зависимости от рельефа местности.

Помимо кольца строился наклонный переходный тоннель, длиной 2.7 километра (так называемый "канал инжекции" , по которому частицы попадали из наземного ускорителя У-70 в У-600, подземный зал для стыковки ускорителя 4 подземных зала для проведения различных экспериментов, линейный тоннель, ведущий от кольца к мишени и наконец конечная станция - зал с мишенью. Считай полноценная линия метро глубокого заложения - со станциями и электродепо.

В Министерстве среднего машиностроения была создана организация "Управление Строительства №620", которой поручили ведение работ на этом грандиозном объекте.

В 1980-м году начали освоение площадки подготовительные работы, в 1982 году был завершен проект первой ступени ускорителя и в 1983 году наконец начались основные строительные работы на объекте.

Четыре года они велись ни шатко, ни валко (к 1987 году построили 200 метров канала инжекции, 1.5 километра кольцевого тоннеля, прошли 7 из 26 шахт), потом вышло постановление правительства об активизации работ и в 1988 году, впервые с 1935 года, советский союз закупил два современных тоннелепроходческих комплекса компании Ловат. Щиты получили имена Ольга и Полина.

Тяжелый путь

Михаил Сергеевич, не для себя, для науки прошу: купите два Ловата!

Фиаско

История