ТИС

Материал из Stalkers Encyclopedia Xenobiologica
Перейти к: навигация, поиск
Горный комплекс "Трансинжстроя" в центре Москвы

ОАО "Трансинжстрой" (жарг. - ТИС, Десятка) - строительная организация, занимающаяся сооружением различных подземных и надземных объектов, специальных и не очень. В советские времена называлась "Управление 10А" Главтоннельметростроя.

Понатыкала по всей Москве своих шахтных копров, ввиду чего весьма любима дигорами и другими Метродва-дрочерами. В копрах стоят датчики и камеры, поэтому дигоры по большей части ходят вокруг и облизываются на заборы, а Метродва-дрочеры предпочитают теоретические изыскания на просторах интернетов.

Строят-то что?

А мужики-то не знают

Вот так они вам и рассказали.

В эпичном постановлении правительства Москвы 1997 года о закреплении территорий за различными работами по строительству метрополитена все участки ТИСа были перечислены как "объект метростроения Трансинжстроя", что на фоне подробного описания остальных участков в духе "строительство перегонного тоннеля между станциями "Кожуховская" и "Печатники" как бы намекало.

На каждой из ТИСовских площадок висит табличка, на которой, вроде бы, написано, что именно там строят. По мнению ксенобиологов, которое невозможно подтвердить или опровергнуть из-за секретности, окружающей эту организацию, в штате ТИСа содержится высокооплачиваемый жирный тролль в должности "технический писатель по табличкам". Вершиной его творчества является информационный щит на одном из объектов ТИСа, где в качестве заказчика и подрядчика фигурировали либо несуществующие, либо базирующиеся на другом конце страны строительные организации. Причем, если верить щиту, располагалась одна из них на мифической улице Краснокутская в доме 158 (видимо, по аллюзии с номером СМУ), а телефон принадлежал гостиничному комплексу для рыболовов под Подольском.

Но дело, разумеется, не только и не столько в табличках. Все сотрудники ТИСа подписывают форму допуска №2 и прекрасно осознают, с какими проблемами могут столкнуться, если будут распускать язык. В силу этого, а также укоренившейся еще с советских времен кастовой гордости они крайне неразговорчивы и свою работу с посторонними не обсуждают никогда, даже за бутылкой. Поэтому если вы встретите человека, который заявит вам, что знакомый рабочий из ТИСа рассказывал ему, допустим, про подземный город в Раменках - плюньте ему в глаза, назовите лжецом и прогоните из дома!

Предание гласит, что однажды некий диггер ВНЕЗАПНО! узрел на рабочей куртке соседа по подъезду заветные литеры - ЗАО "Трансинжстрой". Он поинтересовался, действительно ли гражданин трудится в ТИСе или просто куртку теплую носит, не ведая, чье название ее украшает. Сосед, немного подумав, признал, что да, "куртка наша". Тут диггер не удержался: "Хорошая организация! Такие интересные объекты строит!" Сосед буркнул что-то невразумительное и быстро скрылся за дверью своей квартиры. Самое интересное, однако, заключается в том, что с того дня он появлялся на районе исключительно в рабочей одежде с маркировкой какой-то местной муниципальной шарашки. Так-то.

Не только это

Какая-то школота рядом с секретным строительством

Очень часто ТИС по договору подряда с Московским метрополитеном занимается строительством обычного метро. Например, выиграв тендер. Забавно, что частенько ТИС годами не освобождает после этого территорию. Так, забор вокруг ВШ №644 за станцией "Баррикадная", строительством которой занимался "Трансинжстрой", существует по сей день, даром что станция сдана ажно в 1972 году. Более того, этот забор сохраняет свой первозданный вид: деревянный, покрашенный зелёной краской - как в старые добрые советские времена.

Кроме того, все более или менее секретные объекты, такие как ДЭС, ВВ или ФВУ доверяются почти всегда ТИСу. То ли от наличия у последнего огромного опыта, то ли по старой памяти, то ли потому, что считается, что у него такое строительство будет более секретным.

Каждый раз, когда ТИС что-то строит или хотя бы просто огораживает забором, это порождает слухи о том, что именно там и именно оттуда строят Митрадво. Разумеется, эти слухи тут же подхватываются журналамерами и Юрием Зайцевым и раздуваются до невероятных размеров.

Так произошло, например, с венткиоском №639 ТКЛ в Дмитровском переулке, реконструкцией которого занимался ТИС. В этом случае паранойю успешно подогрел журналист из какой-то говногазеты типа "Скандалы, интриги, элитная ебля в жопу", который подошел к охраннику близлежащей автостоянки и спросил: "А что это за ВШ, тут же метро никакого нет?" (прочертить по карте прямую от "Кузнецкого моста" до "Пушкинской", чтобы убедиться, что венткиоск находится на расстоянии не самого длинного подходняка от этой прямой, у него, разумеется, не хватило ума). Охранник, раздуваясь от осознания собственного величия, важно ответил: "А тут метро такое, по которому ты кататься не будешь никогда". Радостный журналамер, пернув от возбуждения, вприпрыжку побежал в редакцию и немедленно опростался этой ересью на страницах своего издания, снабдив ее своими глубокомысленными комментариями. А уже оттуда, в свою очередь, данная локация намертво попала во все списки "Объектов Митрадво", которые можно найти на любом тематическом сайте.

ТИС умело замаскировал гигантский ствол Митрадво под школу-гимназию

Вообще, чтобы было понятно, что не все Митрадво, где ТИС, вот далеко не полный список совершенно безобидных гражданских объектов, построенных этой организацией:

  • Вахш-Яванский и Оби-Киикский мелиорационные тоннели в Таджикистане;
  • Каскад мелиорационных тоннелей длиной 27,6 км для осушения засушливых земель на Ставрополье;
  • Автомобильный тоннель под Пушкинским перевалом в Армении;
  • Здание Горсовета, Ледовый дворец и школа-гимназия в Одинцово;
  • Мемориальная синагога на Поклонной горе в Москве;
  • Станции московского метро "Баррикадная", "Улица 1905 года", "Крылатское", "Славянский бульвар", "Парк Победы", "Зябликово" и другие, перегонные тоннели, пересадочные узлы и вестибюли.

Размеры грибницы

Вы, наверное, уже поняли, что это не просто какая-то маленькая строительная конторка. В лучшие годы в ТИСе было 10 строительно-монтажных управлений с номерами от 152 до 162. Не все из них дожили до сегодняшнего дня - одни стали самостоятельными организациями, как ЗАО "Визбас" (бывшее СМУ-157), другие просто развалились за ненадобностью. Но ТИС всё равно огромный. А ведь еще есть Управление механизации, Бюро комплексного проектирования и т.д. Считается, что в "Трансинжстрое" до сих пор работает больше 10 тысяч человек.

Производственная база ТИСа расположена в городе Одинцово. Чуть больше четверти города - это ведомственные дома "Трансинжстроя". Такое родство с городом порождает кучу баек про линию Митрадво, ведущую в Одинцово, чтобы возить сотрудников ТИСа на работу корпоративным, так сказать, транспортом.

Технологии

Инновации

В отличие от Мосметростроя, ТИС предпочитает применять современные технологии. Причём, некоторые из них без какой-либо помпы и понтов - первым в России. Ксенобиологи были весьма удивлены, ознакомившись с разработанным в недрах ТИСа проектом некоего гражданского сооружения (никому не говорите, но это был новый корпус Третьяковской галереи), датированным 1996 годом, в котором предполагалось применение стены в грунте - в те времена, когда в России слов-то таких не знали (на самом деле знали в 30-е годы, но забыли). Разумеется, ксенобиологи немедленно полезли изучать штамп на чертежах, чтобы узнать, кто же эти знаменитые инженеры с мировым именем, с такой лёгкостью обращающиеся с новой для нашей местности технологией. На штампе стояло три никому не известных фамилии: спроектировал Иванов, проверил Петров, заверил Сидоров. "Десяяяятка", - вздохнули ксенобиологи и пошли бухать.

В 2000-х г.г. ТИС впервые в Москве применил стволопроходческие комплексы.

Обделка

ТИС подарил стране и миру несколько оригинальных технологий подземного строительства: металлоизоляцию, бетонные блоки с металлоизоляцией и армометаллоблоки. Несмотря на похожие названия, это три разных подхода к решению одной и той же проблемы: дешевого строительства подземных сооружений в водонасыщенных грунтах. Причём металлоизоляция и армометаллоблоки позволяют придавать сооружению практически любую произвольную форму.

Это армометаллоблоки. Их надо свинтить друг с другом, заварить щели и закачать внутрь бетон.

Блоки с металлоизоляцией - обычные бетонные блоки, из которых щитовым методом строят тоннели метро, с приваренным с внутренней стороны листом металлической изоляции. После монтажа кольца щель между двумя блоками намертво заваривается при помощи специального сварочного устройства и металлической полосы.

Такие блоки от ТИСа с удовольствием унаследовал Протонтоннельстрой, строивший в городе Протвино тоннель для ускорительно-накопительного комплекса. Причём, удивительное дело, под эти блоки были приспособлены два самых современных на тот момент проходческих комплекса Lovat, закупленных для строительства УНК. Связано это было, возможно, с тем, что наладить в СССР производство высокоточных ловатовских бетонных блоков не представлялось возможным.

В Московском метрополитене из блоков с металлоизоляцией сделан небольшой участок на перегоне "Трубная" - "Сретенский бульвар". В процессе строительства в начале и конце этого участка на блоках мелом было указано: "участок СМУ-155".

Станция "Парк Победы" в голых армометаллоблоках.

Армометаллоблоки - листы металлоизоляции с наваренной на нее арматурой из металлических полос и рёбрами жесткости. От попадания грунта при сборке армометаллоблок защищён снаружи тонким стальным листом. Армометаллоблоки свариваются в оболочку, за которую нагнетается бетон.

Из армометаллоблоков целиком построена станция "Парк Победы" и прилегающие к ней выработки. По первоначальному проекту это была станция из чугунных тюбингов, которую должен был строить Мосметрострой. Но к моменту начала строительства в 1991 году Днепропетровский завод металлургического оборудования, основной производитель тюбингов для метростроения, внезапно отчалил от родных берегов в сторону (или "на сторону"?) незалэжной Украины, тюбинги резко подорожали, а их производство сократилось. Тогда правительство Москвы обратилось в синагогу "Трансинжстрой" (нет, это было еще "управление 10А"), и станция была перепроектирована на армометаллоблоки. Попутно группа граждан, среди которых по странному стечению обстоятельств были некие Гаев Д.В. и Рахманинов Ю.П., запатентовала "способ возведения станции метрополитена глубокого заложения", схема которого в плане весьма схожа со схемой выработок "Парка Победы".

Кроме того, армометаллоблоки взял на вооружение (с выплатой соответствующих средств патентообладателям) екатеринбургский метрострой, в котором теперь гордо заявляют: "Мы ведём строительство по технологии, которая раньше применялась только на военных объектах". Впрочем, поговаривают, что технологию они сильно "усовершенствовали", что привело к массе проблем с прочностью сооружений.

По-о-о-олный металлоизол!

Металлоизоляция - металлическая оболочка из листов металла, за которую нагнетается бетон. Арматура собирается отдельно и в комплект металлоизоляции не входит.

Металлоизоляцию ТИС лепит вообще везде, где только возможно - можно с уверенностью сказать, что, за редкими исключениями, где металлоизоляция, там и ТИС. Характерный вид коридоров в ГО-42 (а это и есть металлоизоляция) обязан своим происхождением ТИСовской реконструкции. Свод камеры съездов у станции "Крылатское" полностью сделан в металлоизоляции.

Очередной (после вышеупомянутого) проект подвальной части Третьяковской галереи, к вящему ужасу гражданских архитекторов, был выполнен в металлоизоляции, с использованием оригинальных, нигде доселе не применявшихся и не описанных никаким патентом узлов сопряжения между металлоизолированными стенами сооружения и горизонтальными балками.

Кроме всего вышеперечисленного, ТИС обладает патентом №2114377 с незамутнённым названием "Комбинированная обделка специального подземного сооружения", описывающим сложную комбинацию чугунных тюбингов и армометаллоблоков. Патент поясняет, что такая обделка обеспечивает защиту "от сейсмовзрывных волн". Ну вы поняли.

Иногда инновации доходят совсем до смешного. Ксенобиологам известен случай, когда при возведении обычной ограды вокруг одной из площадок ТИСа обнаружилась нехватка бетонных тумб, служащих основанием для установки плит заборных П-6В. Другая организация просто докупила бы или иным способом изыскала недостающие тумбы, но ТИС никогда не искал легких путей: вместо тумб была использована жесткая сварная конструкция из швеллеров, 2-см стальных листов и арматуры. Причем проектировал ее явно человек с высшим инженерным образованием.

Вот что скрывается в домике на крыше

Домик на крыше

Учитывая то, что многие встречающиеся в Москве ТИСовские копры появились на рубеже 70-х и 80-х, их внешний вид выделяется характерным домиком на вершине башни, в котором находится подъемный механизм шахтной клети. Такая конструкция копра была в те времена типовой и применялась практически всеми метростроями страны. Однако, если "Мосметрострой", например, с тех пор поменял два поколения копров, то ТИСовские шахты продолжают стоять нетронутыми, и этот домик теперь можно назвать визитной карточкой всех горных комплексов "Трансинжстроя".

Отдельно надо отметить, что ТИС никогда не применяет шахты диаметром 5,6 метра, как все остальные нормальные организации. ТИСовские шахтные стволы начинаются от 8 метров. На строительстве перегона "Парк Победы" - "Славянский Бульвар" (на фото справа) ТИС возвёл ствол диаметром 10 метров. Тем больше были удивлены ксенобиологи, когда и это сооружение ТИС завершил пресловутым домиком.

Дом с привидениями

В некоторых случаях, чтобы шпионы и вредители ни о чем не догадались, ТИС прячет свои стволы в маскзданиях. Снаружи они выглядят как обычная заброшка или недострой с заколоченными окнами. Но внутри - ни стен, ни этажей, а большой пустой ангар, в котором собраны элементы горного комплекса.

Маскзданий в Москве не так много, но само их существование постоянно будоражит воображение Митрадво-дрочеров, которые предполагают наличие ствола едва ли не под каждым домом, имеющим отношение к спецслужбам, армии или оборонке.

Отличить маскировочное здание от обычной заброшки очень просто: если, забросившись в него, вы получили пизды - это маскздание. Если нет - заброшка.

Вверх по лестнице, ведущей вниз

В отличие от гражданских метростроев, где шахтные стволы, как правило, роют сверху вниз, "Трансинжстрой" владеет и с легкостью применяет особое кунг фу: проходку стволов снизу вверх. Связано это, как нетрудно догадаться, с тем, что понятногде в выработках ТИСа существует известное количество "слепых" перепадных стволов, которые на поверхность не выходят в принципе - ввиду чего строить их классическим способом все равно бы не вышло.

По наблюдениям ксенобиологов, вентиляционные стволы, которые ТИС проходил при строительстве обычного метро, строятся сверху вниз или снизу вверх примерно с равной вероятностью. Обычно это было связано со стеснёнными условиями на поверхности или длительным оформлением земельного участка под вентшахту. Любая другая строительная организация перенесла бы строительство в другое место или приостановила бы его до решения вопроса. ТИС просто начинал строить с другого конца.

При строительстве станции метро "Парк Победы" громадный по своим масштабам наклонный эскалаторный тоннель диаметром 9 и длиной 180 метров ТИС также прошел снизу вверх.

Руководство ТИСа

Могила Ю.П. Рахманинова на Троекуровском кладбище

В смутные 1990-е ТИСом руководил заслуженный строитель Юрий Павлович Рахманинов, пришедший из московского Метростроя.

Мне было интересно наблюдать, как знакомились молодые инженеры Ленинградского и Московского Метростроя: «Асафьев», «Рахманинов»,— сказали они и с удивлением уставились друг на друга. Так встретились под столичной землей внук знаменитого композитора и музыковеда Асафьева с правнуком великого русского композитора и пианиста Рахманинова. (Т. Фёдорова. "Наверху - Москва").

ТИС в те времена был известен в среде меценатов поддержкой музея Рахманинова, общества Рахманинова, конкурса Рахманинова и других сущностей с фамилией Рахманинов в названии. Рахманиновское общество размещалось в здании, официально именовавшемся "душкомбинатом", на площадке в Толмачевском переулке.

После смерти генерального директора в 2007 году сотрудники организации и другие благодарные потомки открыли в Ивановке, в музее-усадьбе композитора Рахманинова, "кабинет-музей Ю.П.Рахманинова", оснащенный подлинным столом, за котором он работал в "Трансинжстрое", а также подлинными шкафами и шторами оттуда же (ксенобиологи рассчитывают однажды исследовать стол в ультрафиолете и рентгеновских лучах - вдруг на нём высветится схема ТОГО САМОГО, которую Юрий Павлович рисовал ручкой на листе формата А4 во время производственных совещаний). Могила Юрия Павловича, по странному совпадению, разместилась на участке 10А Троекуровского кладбища, а на надгробие родственники прославленного спецметростроевца положили отлитый в бронзе тюбинг в натуральную величину (не шутка - см. фото).

Следующим кормчим ТИСа стал Сергей Григорьевич Елгаев ("в открытии станции такой-то участвовали Гаев и Елгаев"), а в августе 2013 года в должность генерального директора ОАО "Трансинжстрой" вступил Николай Георгиевич Кутьин, который ранее прославился тем, что в бытность свою руководителем Ростехнадзора обвинил в аварии на Саяно-Шушенской ГЭС лично А.Б. Чубайса. Но и Кутьин задержался меньше чем на год. После него руководителем компании стал А.А. Гончаров, которого в 2016 году отправили на пенсию. На его место временно заступил главный инженер С.М. Ломоносов, а 1 марта 2019 года генеральным директором ТИСа был назначен Олег Викторович Перфилов, который до этого пару лет побыл ВРИО.

Стоит отметить, что ТИС зарегистрирован в форме акционерного общества. Управляет его деятельностью совет директоров, который чуть более чем наполовину состоит из сотрудников ГУСП (Российской Федерации принадлежит 51,09% уставного капитала ОАО «Трансинжстрой»).

Венткиоск синагоги на Поклонной горе (Нет, не надо его ломать. Не надо, мы сказали! Полиция!)

ТИС и ЕРЖ

Одна из площадок ТИСа вплотную примыкает к центральной московской синагоге на Китай-Городе, поэтому между этими организациями установились тесные взаимоотношения (ой-вэй, вот только не надо нам тут про мировой заговор, таки нет никакого заговора!) и "Трансинжстрой" был выбран в качестве подрядчика при строительстве новой синагоги на Поклонной Горе.

Ксенобиологи всегда приводят синагогу в пример:
- Вот, смотрите, - говорят они, - "Трансинжстрой" строит и обычные гражданские сооружения без всяких секретов!
- Ух ты, - спрашивают их, - а что это за огроменная вентуха?
- А это вытяжка из подвала с кинотеатром, по площади превышающего саму синагогу, - отвечают ксенобиологи.
Но им почему-то никогда не верят. Ведь мировой заговор гораздо интереснее, чем банальная система вентиляции.

По имеющимся у ксенобиологов сведениям, некоторые особо одаренные личности даже пробовали ковырять этот венткиоск разводником. По их воспоминаниям, сотрудники силовых структур приехали даже быстрее, чем если бы личности предприняли попытку заброситься в выработки самого ТИСа, что только подлило масла в огонь искрометных фантазий.

ТИС и его бывшие площадки

Долбите, Шура, долбите - ТИС совсем рядом

В отличие от строительства метрополитена, в котором любой мало-мальски приличный шахтный ствол превращают в вентшахту, ТИС предпочитает, освобождая площадку, все свои стволы надёжно бутовать.

На одной из бывших площадок в середине 2013 года начали строить новое здание. Сначала к вящей радости всех, кто долгими зимними ночами искал проход в этот ствол, раскопали пробку, которую сковырнули за считанные дни. Зрители затаили дыхание. Вскоре поверх ствола водрузился экскаватор и начал долбить бетон, которым был залит ствол изнутри. Дигоры приготовили плавки, резиновые шапочки, резиновых уточек и встали в позу низкого старта, готовясь нырнуть в ствол, как только образуется хоть малейшая дырочка.

Но экскаватор продолбил три метра, потом пять, потом семь. Процесс шел небыстро - восьмисотый бетон поддавался с трудом - и вот, наконец, экскаватор достиг проектной отметки. Тут пришли сотрудники СМУ-155, укрыли всё не кончающийся внутри ствола бетон гидроизоляцией, засыпали щебнем и залили поверх новую бетонную пробку. Потом сделали ручкой прильнувшим к сетчатому забору стройплощадки дигорам и удалились. На этом месте можно взять бумагу, ручку и калькулятор и посчитать объем бетона, необходимый для заливки "под горлышко" шахтного ствола соответствующего диаметра и глубины. Ну ладно, мы сделали это для вас: выражаясь метафорически, колонна типовых бетономешалок "Камаз" растянулась бы на 10 километров.

Ищите ТИС в другом месте

В другом случае на одном из краеведческих сайтов всплыла на удивление четкая фотография водокачки на юге Москвы, датируемая началом 1980-х. В негласный реестр известных urbis et orbis эта площадка не входила, поэтому любители острых подземных ощущений снова сделали охотничью стойку. Изучение местности посредством онлайн-карт показало, что на территории, где ранее находилась площадка, сейчас мирно произрастает жилой квартал, и ни малейшего намека на какие-либо подземные сооружения на поверхности не имеется.

За одним маленьким исключением - кирпичной будки, о которой местные жители писали: "Это все, что осталось от ликвидированного в конце 80-х секретного завода". Sic! Любители похватали дестройный инструмент и быстро выдвинулись на локацию, предвкушая обнаружение супер-залаза в святая святых. Инфильтровавшись в будку, они быстро обнаружили, что попали в здание бывшей трансформаторной подстанции, по неизвестной ксенобиологам причине сохранившееся до наших дней. Любители икнули, для очистки совести порылись в углах и уехали по своим делам - картинки в интернете разглядывать и алкогольные напитки употреблять.

ТИС и пиздинг бабла

В октябре 2015 года в прессе появились сообщения, что некую неназванную "крупную строительную организацию" взяли за жопу в связи с хищением из городского бюджета 330 миллионов рублей. В заметках говорилось, что деньги пиздили на строительстве станции метро "Шипиловская" Люблинской линии. На этом месте все, кто в теме, дружно усмехнулись себе в усы - этот объект строил ТИС. Воровство происходило по классической схеме: генподрядчик -> субподрядчик -> сторонняя организация. Будучи едины в трех лицах, они пустились во все тяжкие: стоимость работ в десятки раз завышали, не предусмотренные проектной документацией работы вписывали, акты приемки подделывали.

Вскоре стало известно, что по делу арестованы сотрудники "Трансинжстроя": начальник расчетного отдела Светлана Ширяева, заместитель гендиректора Александр Семин, главный инженер Дмитрий Зайцев и руководитель БКП (Бюро комплексного проектирования) Александр Ржанов. В задержании принимали участие бойцы спецподразделения ОМОН "Зубр", что как бы намекаэ. Помимо упомянутых граждан, был арестован также Александр Смирнов - руководитель мутной организации "Мосметрохолдинг", который поспешил полностью признать вину (еще бы). В сущности, уже понятно, кто пойдет, по меткому выражению Глеба Жеглова, паровозом, а кто - прицепным вагончиком. И это, на минуточку, при том, что в "Трансинжстрое" арестовали не каких-то мелких клерков, подделавших гостиничные счета, а фактически всю управленческую верхушку компании. Кроме того, в дело по странному капризу судьбы оказался замешан Всеволод Сергеевич Елгаев - сын генерального директора ТИСа на момент пиздинга. Что не помешало папке стать председателем совета директоров Мосметростроя.

С одной стороны - что такое жалкие 330 миллионов для организации, подряды которой только на строительство обычного метро исчисляются десятками миллиардов, а необычного - и вовсе невозможно представить какими суммами? С другой - ТИС, окруженный ореолом секретности и аурой принадлежности к госорганам самого высокого полета, попал в центр такого крупного скандала впервые - раньше случались разве что мелкие конфликты наподобие отжатия помещений у попов на одной из площадок (см. ссылку ниже).

Ряд вопросов вызывает и тот факт, что станция "Шипиловская" была открыта еще в 2011 году - почему длинные руки следственных органов дотянулись до ТИСа только спустя 4 года? Некоторые диванные эксперты считают, что вся история является не борьбой с коррупцией, а клановыми разборками.

ТИС и хипстеры

Как на Таганке зарождался креативный кластер

Вид на площадку из здания МТС-5 примерно в 2002 году. Кран и тлен.

Через ствол на улице Гончарная в 1950-е строили Кольцо, а в середине 1970-х там снова появился копер - на этот раз для строительства Калининской линии. Работы выполнял Трансинжстрой - видимо, потому, что попутно нужно было построить перекачку и подземную подстанцию, а для этого, как известно, требуются недоступные обычному метростроевцу скиллы (заметим попутно, что ТИС и тут не удержался и обшил эти нехитрые сооружения металлоизолом).

Поскольку вопросы, связанные с землепользование в Трансинжстрое - штука запутанная, после завершения всех работ в середине 1980-х площадка так и не была возвращена городу, хотя любая разумная жизнь на ней давно прекратилась. Ворота были всегда заперты, торчащий по центру мостовой кран ржавел, в углу штабелечками лежали невостребованные тюбинги. Диггеры понемногу лазили внутрь, но ничего особо интересного там просто не было: ну, ствол с выходом на две линии, ну, куча ржавого железа (и перекачка, и подстанция к тому моменту были заброшены к хуям).

Ворота ТИСа, за которыми милые кафешки и магазинчики

Приблизительно году в 2002-м ворота с табличкой про "реконструкцию инженерных систем метрополитена" или типа того, преграждавшие бывший 1-й Гончарный переулок, открылись, и в каком-то из стоящих на территории сарайчиков появилось приличное и недорогое кафе "Мармелад".

С этого момента и до 2018 года в хозяйственный оборот вовлекались всё новые сараи и ангары, которые наплодил ТИС на площадке. И примерно к 2015 году в старом 1-м Гончарном переулке появилась пешеходная "новая городская улица", как это называли в рекламных буклетах. Насколько можно судить из последующих событий, занимался этим единый арендатор, который вкладывал свои деньги в ремонт помещений и подыскивал субарендаторов - кафе и небольшие торговые точки.

Фитнес-клуб в ангаре Трансинжстроя. Мостовой кран в роли модного аксессуара

Часто посещавшие это место ксенобиологи признают, что это был выдающийся пример так называемой "джентрификации" - превращения депрессивной промзоны в модное общественное пространство. Креативный, так сказать, кластер.

Апофеозом всего было превращение самого вожделенного для диггеров ангара (они не без оснований подозревали там ствол вентшахты № 403 этих ваших метрополитенов) в фитнес-клуб.

Возможно, в будущем ТИС вместе со своим арендатором могли бы претендовать на какую нибудь архитектурную премию, если бы не...

Крушение розового пони

Бетонные блоки, бытовки и техника ТИСа, перегораживающие въезды на модную хипстерскую улицу

В конце 2018 года внимательные наблюдатели заметили, что многие годы пребывавшие в летаргическом сне площадки Трансинжстроя ожили и ведут бурную деятельность.

Возможно по этой причине, а возможно утомившись от задержек в уплате арендной платы, Трансинжстрой подал на арендатора в суд с требованием 19 миллионов рублей задолженности по аренде. Тот в ответ выкатил встречный иск на 56 миллионов, имея в виду деньги, потраченные на реконструкцию территории. После нескольких судебных процессов, подтвердивших тотальную правоту ТИСа, тот разорвал договор аренды и начал выселять все эти милые кафешки и магазинчики, в случае сопротивления отключая им электричество и воду.

Главный арендатор оказался делан не пальцем и стал принимать ответные меры. Что именно там происходило, ксенобиологии неизвестно, но к концу июня 2019 года "новая городская улица" смотрелась типичным полем битвы хозяйствующих субъектов: Пустые окна ещё недавно работавших лавок и кафе, дизели, от которых работают самые стойкие. Подъезды, перегороженные бетонными блоками и строительной техникой Трансинжстроя, трансинжстроевские же чопы, в огромном количестве тусующиеся на территории и неадекватно реагирующие на фотосъемку.

Табличку на воротах при этом обновили, и если раньше на ней никаких дат не было, то в качестве окончания "реконструкции инженерных систем метрополитена" там стоит 2025 год. Что именно ТИС будет делать на этой площадке (и будет ли вообще), для ксенобиологов остаётся загадкой. Возможно, мы наблюдаем долгожданное (ну 40 же с гаком лет, ребят, совесть надо понимать!) возвращении территории городу, и вскоре на этом месте по доброй московской традиции вырастет элитный ЖК или очередной бизнес-центр.

Ближайшие родственники

Прародителем "Управления 10А" было СМУ-6 Московского Метростроя, занимавшееся строительством объектов специального назначения. Нынешнее СМУ-6 никакого отношения к тому, старому СМУ-6 не имеет.

Коммунальное предприятие "Харьковметрострой" (Украина) в стародавние времена называлось "Предприятие Почтовый ящик 9" и занималось строительством подземного комплекса по производству ядерного топлива в Красноярске-26. На Украине, уже будучи "Харьковметростроем", предприятие строило подземный комплекс для укрытия подводных лодок в Балаклаве, штаб Черноморского флота в урочище Алсу и ЗКП 31-й армии, который после развала СССР и до событий начала 2014 года эксплуатировался как ЗКП Совета безопасности и обороны Украины (неудачное место выбрали). Забавно, что подготовительные работы по строительству метро в Харькове до того, как туда перебазировался "почтовый ящик", выполняло, кто бы вы думали? Управление 10А.

В Санкт-Петербурге и ближайших окрестностях на спецобъектах специализируется СМУ-20 Ленметростроя, самый знаменитый ствол которого торчит в окрестностях ст.м. "Удельная".

Строительная площадка Clark в центре Вашингтона. Ржавые трубы, гофрированные ангары, срач на территории и рыдания экологов. ТИС - и за океаном ТИС.

ФГУП "Управление строительства №30" - огромная (почти столько же СМУ и Тоннельных Отрядов, как и в ТИСе) строительная организация, ведущая "строительство номер 30" в районе горы Ямантау (Башкирия). Что именно строится - доподлинно неизвестно. В официальных документах объект, как и в Красноярске-26, именуется "горно-обогатительный комбинат". Некролог одному из скончавшихся руководителей УС-30, опубликованный в журнале "Метро и Тоннели", деликатно сообщал: "под его руководством строились автодорожный тоннель в Уфе, метро в Челябинске и крупнейшее инженерное сооружение". Строительством метро в Челябинске и автомобильного тоннеля в Уфе действительно занималось УС-30. Оба строительства завершились разного рода финансовыми фэйлами.

Clark Construction Group - ближайший родственник "Трансинжстроя" по ту сторону океана. Официально занимается строительством всего на свете, включая здания федеральных органов власти, военные базы, метрополитены, коммуникационные тоннели, мосты, дамбы и прочее. На деле, по стране разбросано некое количество строительных площадок с глухим забором без вывесок, на территории которых обитает техника и оборудование с логотипом Clark. Американские экологи, докопавшиеся такой площадки, возникшей в 2004 году в одном из вашингтонских парков с грубейшим нарушением местного природоохранного законодательства, смогли добиться лишь того, что за забором производится "utility assessment and upgrade" (судя по этой роскошной отмазке, жирный тролль есть в штате и там). При этом журналамер из The Washington Post предположил, что на данной площадке строится "барьер для предотвращения проникновения подводных лодок в реку Потомак" (да, и журналамеры там тоже не хуже наших, как видите). Если верить просочившимся сведениям, с той же нежностью, с которой ТИС относится к металлоизолу, Clark любит новоавстрийский тоннельный метод.

Прочие факты

  • Раньше ТИС охраняло частное охранное предприятие ОБС (вот без шуток, так и называлось). В мае 2010 года оно было ликвидировано, других дочерних ЧОПов у ТИСа нет. Кто все эти люди в гражданской одежде и с оружием, сидящие на проходных ТИСовских площадок, ксенобиологам неизвестно. Возможно, как и те камуфлированные чуваки в Зоне 51, это обычные российские граждане, которым просто нравится охранять ТИС в свободное от основной работы время.

Ссылки

См. также