УНК — различия между версиями

Материал из Stalkers Encyclopedia Xenobiologica
Перейти к: навигация, поиск
(УНК и диггеры)
 
(не показаны 110 промежуточные версии 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{UC}}
+
[[image:Protvino10.jpg|thumb|right|300px|Уныние и мрак - вот все, что осталось от грандиозного проекта]]
 +
'''Ускорительно-накопительный комплекс''' - грандиозное подземное сооружение в окрестностях города Протвино на границе Московской и Калужской областей. Предназначался для размещения кольцевого ускорителя заряженных частиц. Проект завершился полным фиаско и стал одной из живых диггерских легенд.
  
 
+
=Матчасть=
'''Ускорительно-накопительный комплекс''' - грандиозный комплекс подземных сооружений в городе Протвино, расположенном на границе Московской и Калужской областей. Строился в интересах Института Физики Высоких Энергий и предназначался для размещения кольцевого ускорителя заряженных частиц ('''протон-протонного суперколлайдера'''). Завершился (или еще нет?) финансовым фэйлом.
+
 
+
=Предыстория=
+
 
[[image:iron.jpg|thumb|right|200px|Ваши учёные достроили ускорительно-накопительный комплекс. До Альфы Центавра осталось совсем чуть-чуть.]]
 
[[image:iron.jpg|thumb|right|200px|Ваши учёные достроили ускорительно-накопительный комплекс. До Альфы Центавра осталось совсем чуть-чуть.]]
Большой ускоритель заряженных частиц - убердевайс. Одно из чудес света. Плюс сто к развитию цивилизации, плюс пятьдесят к дипломатии. Хоть и не позволяет организовать производство айфончиков, которое многие недалёкие граждане принимают за признак научно-технического прогресса, тем не менее, исследования, проводимые на ускорителях, дают учёным понимание глубоких основ устройства мира. В отдалённой перспективе эти исследования способны вылиться в вещи, которые мы сегодня считаем фантастикой: телепортацию, антигравитацию, warp-двигатель, путешествия во времени и черт его знает, что еще. Разумеется, от коллайдера до антигравитации - столь же далеко, как от электрометра Рихмана (1752 г.) до навороченного смартфона. Однако, не будь исследования атмосферного электричества электрометром (кстати, стоившего Рихману жизни), сидеть тебе, читатель, сейчас при лучине в деревянной избе и никакого интернета. Никаких айпэдов.  Никакого порно.
+
Большой ускоритель заряженных частиц - убердевайс, одно из чудес света. +100 к развитию цивилизации, +50 к дипломатии. Хоть и не позволяет организовать производство айфончиков, но исследования, проводимые на ускорителях, дают учёным понимание глубоких основ устройства мира. В отдалённой перспективе эти исследования способны вылиться в вещи, которые мы сегодня считаем фантастикой: телепортацию, антигравитацию, warp-двигатель, путешествия во времени и другие печеньки. Разумеется, от коллайдера до антигравитации - столь же далеко, как от электрометра Рихмана (1752 г.) до смартфона последнего поколения. Однако, не будь исследований атмосферного электричества упомянутым электрометром, сидеть бы тебе сейчас, читатель, при лучине в деревянной избе. И никакого интернета. Никаких айпэдов.  Никакого порно.
  
Не вдаваясь в подробности (за ними в Википедию, а еще лучше - к [http://www.google.com/search?q=%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87+%D0%B2%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD+%D0%BC%D1%8F%D0%BC%D0%BB%D0%B8%D0%BD Левичу-Вдовину-Мямлину]) скажем, что в ускорителях разгоняют до сверхвысоких энергий пучки элементарных частиц, а потом сталкивают их. При столкновении происходит некий крибле-крабле-бумс и учёные, при помощи высокочувствительных датчиков, наблюдают разные физические явления. Например, появление того-же Бозона Хиггса.
+
Если объяснять принцип работы ускорителей на пальцах, то в них пучки элементарных частиц разгоняют до сверхвысоких энергий, а потом сталкивают. При этом происходит некий крибле-крабле-бумс, и учёные при помощи высокочувствительных датчиков наблюдают разные физические явления. Например, пресловутый Бозон Хиггса.
  
Чтобы достичь этих самых сверхвысоких энергий, надо обеспечить пучку заряженных частиц длинный маршрут разгона. Грубо говоря, чем длиннее кольцо коллайдера, тем больше интересных результатов можно получить. Поэтому, от сравнительно небольших (в несколько сотен метров) установок (которые, впрочем, еще работают и даже строятся новые, потому, что и на тех энергиях, которые они способны обеспечить, еще далеко не все исследования проведены), учёные постепенно перешли к гиганским - в несколько десяков километров сооружениям.
+
Чтобы достичь этих самых сверхвысоких энергий, надо обеспечить пучку заряженных частиц длинный маршрут разгона. Проще говоря, чем длиннее кольцо коллайдера, тем больше интересных результатов можно получить. Поэтому от сравнительно небольших установок длиной сотен метров учёные постепенно перешли к гигантским - в несколько десятков километров - сооружениям.
  
 
=История=
 
=История=
  
 
==Радужные перспективы==
 
==Радужные перспективы==
[[image:ihep.jpg|thumb|right|200px|Территория ИФВЭ со старым полуторакилометровым ускорителем в обвалованном тоннеле]]
+
[[image:ihep.jpg|thumb|right|200px|Территория ИФВЭ со старым полуторакилометровым ускорителем У-70 в обвалованном тоннеле]]
УНК - детище гонки за высокими энергиями столкновения частиц. В начале восьмидесятых в мире строилось и работало несколько крупных ускорителей заряженных частиц (цифры мы будем приводить не чтобы поумничать, а для сравнения): Тэватрон (США, лаборатория Ферми, длина кольца 6.4 км, энергия столкновения на начало 80 500ГэВ, завершен в 1983 году), Протонный Суперколлайдер (Европа, ЦЕРН, длина кольца 6.9 км, энергия столкновения 400 ГэВ). Самым крупным ускорителем в СССР на тот момент был У-70 (Протвино, Институт физики высоких энергий), с длиной кольца 1.5 км и энергией столкновения 70 ГэВ). Исчерпав возможности своего старого ускорителя, учёные ИФВЭ инициировали строительство новой, самой большой на тот момент в мире (не понту ради, а для достижения высоких энергий столкновения) установки. Предполагалось, что частицы будут предварительно разгоняться в ускорителе У-70, по специальному тоннелю, так называемому Каналу Инжекции, длиной 2.7 км и попадать в новый ускоритель. На первом этапе (первая ступень) предполагалось достичь энергии столкновения 900ГэВ. После достройки второй ступени - планировалось выйти на 3ТэВ. В перспективе была запланирована 3-я ступень.
+
УНК - детище международной гонки за высокими энергиями столкновения частиц. В начале восьмидесятых в мире работало два крупных (длиной больше километра) ускорителя заряженных частиц:
 +
* Тэватрон (США, лаборатория Ферми, длина кольца 6,4 км, энергия столкновения на начало 1980- 500 ГэВ);
 +
* Протонный Суперколлайдер (Европа, лаборатория ЦЕРН, длина кольца 6,9 км, энергия столкновения 400 ГэВ).
  
Учитывая, что рельеф местности в окрестностях ИФВЭ далёк от плоского, кольцо длиной 21 километр было решено строить под землёй - глубоким заложением. Глубина кольца (а его плоскость, понятно, строго горизонтальна) - от 20 до 60 метров, в зависимости от рельефа местности. Помимо кольца и канала инжекции предстояло построить 4 крупных выработки - прямолинейные участки ускорителя, длиной по 400 метров, зал советско-американского эксперимента Нептун - огромную односводчатую выработку, сильно напоминающие односводчатые станции Екатеринбургского типа.  
+
Строился Большой Электрон-позитронный коллайдер в ЦЕРН (длина кольца 27 км, энергия столкновения 200 ГэВ). В том же тоннеле впоследствии разместится БАК.
 +
[[image:Protvino20.jpg|thumb|right|200px|Схема тоннеля для запуска нейтрино в Байкал]]
 +
Самым крупным ускорителем в СССР на тот момент был У-70 (Протвино, Институт физики высоких энергий) с длиной кольца 1,5 км и энергией столкновения 70 ГэВ). Исчерпав его возможности, учёные ИФВЭ инициировали строительство новой, самой большой на тот момент в мире установки. Предполагалось, что частицы будут предварительно разгоняться в ускорителе У-70 и затем по специальному тоннелю длиной 2,7 км, так называемому Каналу инжекции, попадать в новый ускоритель. На первом этапе предполагалось достичь энергии столкновения 900 ГэВ. После достройки второй ступени планировалось выйти на 3 ТэВ, а в перспективе была запланирована 3-я ступень.
  
Решение о начале строительства было принято в 1980. В Министерстве среднего машиностроения была создана организация "Управление Строительства №620". Институту Метрогипротранс был заказан проект комплекса. В том же году начали освоение площадки подготовительные работы. В 1982 году был завершен проект первой ступени ускорителя и в 1983 году, наконец, начались основные строительные работы на объекте. Работы велись горным способом из 26 шахт.  
+
Учитывая, что рельеф местности в окрестностях ИФВЭ далёк от плоского, кольцо длиной 21 километр было решено строить под землёй, глубоким заложением. Проектная глубина в зависимости от рельефа местности составляла от 20 до 60 метров. Помимо кольца и Канала инжекции предстояло построить 4 крупных выработки - прямолинейные участки ускорителя длиной по 400 метров, и зал советско-американского эксперимента "Нептун" - огромный односводчатый зал, где планировалось проводить эксперименты с использованием сверхпроводящей мишени новой конструкции, полностью изготовленной физиками Мичиганского университета.  
  
Четыре года они велись ни шатко, ни валко (за это время построили 200 метров канала инжекции, 1.5 километра кольцевого тоннеля, прошли 7 из 26 шахт). В 1987 году вышло постановление правительства об активизации работ. В 1988 году, впервые с 1935 года, советский союз закупил два современных тоннелепроходческих комплекса компании Ловат. Щиты получили имена Ольга и Полина. Щитами велось строительство переходных участков (наклонных тоннелей).
+
Помимо этого, планировалось использовать УНК для регистрации потока нейтрино на больших расстояниях. Для этого было необходимо построить ответвление, уходящее в землю под острым углом - по этому тоннелю частицы, которые разогнали на кольце УНК, должны были уходить через земную толщу в направлении озера Байкал и там регистрироваться на подводном нейтринном телескопе, находящемся на километровой глубине. Кроме наклонного тоннеля, потребовалось бы также пройти три вертикальные шахты (последняя - 640 метров глубиной, [[ТИС]] нервно курит в сторонке) для размещения оборудования, замеряющего поток частиц на выходе.
[[image:injec.jpg|thumb|right|200px|Полностью законченный Канал Инжекции.]]
+
За следующие 5 лет были почти полностью закончены все горные работы: полностью (за исключением нескольких десятков метров) достроен кольцевой тоннель, полностью построен Канал Инжекции, начали строиться тоннели отвода пучка к ловушкам, построены СПП и зал эксперимента Нептун.  
+
  
В Канале Инжекции успели полностью смонтировать оборудование и провести пробные пучки заряженных частиц. Готовились устанавливать оборудование в кольцевом тоннеле. До завершения строительства оставалось совсем чуть-чуть, но тут у страны окончательно кончились деньги.
+
Решение о начале строительства УНК было принято в 1980 г. В Министерстве среднего машиностроения была создана организация "Управление Строительства №620", а институту Метрогипротранс был заказан проект комплекса. [[image:injec.jpg|thumb|left|200px|Полностью законченный Канал инжекции.]]В 1982 году был завершен проект первой ступени ускорителя и год спустя, наконец, начались строительные работы на объекте. Работы велись горным способом из 26 шахт.  
  
==Тяжелый путь и фиаско==
+
Четыре года дело шло ни шатко, ни валко - за это время построили 200 метров Канала инжекции, 1,5 километра кольцевого тоннеля и прошли 7 из 26 шахт. В 1987 году вышло постановление правительства об активизации работ, и в 1988-м, впервые с 1935 года, Советский Союз закупил за границей два современных [[Проходческий щит|тоннелепроходческих комплекса]] компании Lovat. Щиты по традиции получили имена Ольга и Полина, с их помощью велось строительство переходных участков (наклонных тоннелей).
[[image:gorby_letter.gif|thumb|right|200px|Михаил Сергеевич, не для себя, для науки прошу, дайте еще денег!]]
+
  
Вся история УНК между 1990-м и 1998-м годами - это история написания жалостливых писем. ИФВЭ и Протонтоннельстрой писали президентам (сначала Горбачёву, потом Ельцину), апеллировали к мировому сообществу, просили поддержки у своих аммериканских коллег. При этом, проходка не останавливалась ни на минуту. Чем жили и что ели проходчики, полтора года сидевшие без зарплаты - ксенобиологам неизвестно - но они продолжали ходить на работу и вести проходку, строить тоннель. Возможно людям казалось, что после завершения УНК наступит какое-то светлое будущее. Редакция со смешанными чувствами относится к этим людям и затрудняется определиться, как вела бы себя, окажись на их месте.
+
За следующие 5 лет были почти полностью закончены все горные работы: достроен, за исключением нескольких десятков метров, кольцевой тоннель, сооружен Канал инжекции, начали строиться тоннели отвода пучка к ловушкам, были построены СПП и зал эксперимента "Нептун". В Канале инжекции успели полностью смонтировать оборудование и даже провести пробные пучки заряженных частиц. Готовились устанавливать оборудование и в кольцевом тоннеле. Если не считать амбициозного проекта с Байкалом, который отложили на потом, то до завершения строительства оставалось совсем чуть-чуть. Но тут у страны кончились деньги.
  
В 1995 году было принято решение отказаться от второй ступени (это не сокращало объем строительных работ, но сильно уменьшало количество монтируемого оборудования). В том, что сооружение тоннелей ускорителя будет завершено ни у кого даже тогда не было никаких сомнений.
+
==Тяжелый путь и фиаско==
 +
[[image:gorby_letter.gif|thumb|right|145px|Михаил Сергеевич, не для себя, для науки прошу, дайте еще денег!]]
  
Кризис 1998 года поставил крест на УНК даже в том урезанном виде, в котором он еще строился. Россия официально объявила о своём участии в ЦЕРНовском проекте Большого Адронного Коллайдера. От достройки протвинского ускорителя отказались окончательно. В конце года два министерства: Минатомэнерго и Миннауки приняли совместное решение: завершить строительство кольцевого тоннеля, после чего принять меры к его консервации.
+
Вся история УНК между 1990-м и 1998-м годами - это история написания жалостливых писем. Сотрудники ИФВЭ писали президентам (сначала Горбачёву, потом Ельцину), апеллировали к мировому сообществу, просили поддержки у своих американских коллег. Проходка при этом не останавливалась ни на минуту. Ксенобиологам неизвестно, чем жили и что ели проходчики, полтора года сидевшие без зарплаты  - но они продолжали ходить на работу и строить тоннель. Возможно, людям казалось, что после завершения УНК наступит какое-то светлое будущее.
  
Первая часть (завершение тоннеля) так и не была выполнена, а меры по консервации были приняты в духе того времени: шахты брошены. Протонтоннельстрой демонтировал проходческие комплексы и отправился строить метрополитены в Москве и Казани. Через пару лет у ксенобиологов состоялся примечательный разговор с представителем компании Lovat в России:  
+
Где-то в процессе УС-620 хитрым образом поделилось на государственный ФГУП "Тонот" (в который преобразовался Тоннельный отряд №8) и два акционерных общества: Строй-Авто и Протонтоннельстрой.
 +
[[image:Protvino13.jpg|thumb|left|200px|Слезливая статья 1993 года убиенного впоследствии Дмитрия Холодова. Количество фактических ошибок на такой короткий текст [[журналамеры|зашкаливает]].]]
 +
В 1995 году было принято решение отказаться от второй ступени - это не сокращало объем строительных работ, но сильно уменьшало количество монтируемого оборудования. В том, что сооружение тоннелей ускорителя будет завершено, ни у кого даже тогда не было никаких сомнений.
  
- Скажите, - спросили ксенобиологи, - почему вы назвали новый щит Ольгой? Ведь Ольга уже есть.
+
Кризис 1998 года поставил крест на УНК даже в том урезанном виде, в котором он еще строился. Россия официально объявила о своём участии в проекте Большого адронного коллайдера, и от завершения УНК отказались окончательно. В конце года Минатомэнерго и Миннауки приняли совместное решение: закончить строительство кольцевого тоннеля, после чего принять меры к его консервации. Однако кольцо так и не было достроено, а меры по консервации были приняты в духе того времени: шахты попросту бросили. [[image:Protvino19.jpg|thumb|right|200px|Крик души на металлоизоле]]Протонтоннельстрой демонтировал проходческие комплексы и отправился строить метрополитены в Москве и Казани.
  - Вы знаете, - ответил представитель Ловат, - это для нас удивительно. Мы были уверены, что те
+
  два щита давно сгнили и порезаны на металл. Не ожидали, что они снова проявятся.
+
  
На этом история строительства УНК закончилась окончательно и началась новейшая его история: на балансе ИФВЭ и ФГУП "Тонот", в который преобразовался тоннельный отряд 8, оказалось грандиозное и никому нахрен не нужное сооружение, пожирающее деньги и ресурсы: на откачку воды, освещение, вентиляцию, охрану. Государство продолжает выделять на поддержание сооружение и завершение строительных работ какие-то деньги (в год по чайной ложке), но о завершении ускорителя речи уже не идёт. Время от времени появляются различные проекты использования кольца - один другого безумнее: аккумуляторная станция, склад продуктов, ферма для выращивания шампиньонов...
+
На этом эпопея строительства УНК закончилась окончательно и началась новейшая его история: на балансе ИФВЭ и ФГУП "Тонот" оказалось грандиозное и никому на хрен не нужное сооружение, пожирающее деньги и ресурсы: на откачку воды, освещение, вентиляцию, охрану. Государство продолжает выделять на завершение работ какие-то смешные деньги, но об окончании строительства ускорителя речи уже не идёт. Время от времени появляются различные проекты использования кольца, один другого безумнее: аккумуляторная станция, склад продуктов, ферма для выращивания шампиньонов...
  
В 2009 году вялые работы по доведению строительных сооружений кольца до законченного состояния активизировались  
+
В 2009 году вялые работы активизировались - кое-где продолжили заливать лоток. Впрочем, и эта лебединая песня была недолгой.
  
В начале 2014 года пожилые ветераны строительства, продолжающие работать на объекте с самого начала, написали отчаянное письмо новому президенту РАН В. Фортову с призывом закончить и ввести в строй ускоритель, чтобы проводить на нём исследования, которые невозможно проводить на БАК. Письмо, как могут судить ксенобиологи, осталось без ответа.
+
В начале 2014 года пожилые ветераны строительства, продолжающие работать на объекте с самого начала, написали отчаянное письмо новому президенту Российской академии наук В.Фортову с призывом закончить и ввести в строй ускоритель, чтобы проводить на нём исследования, которые невозможно реализовать на БАК. Письмо, насколько можно судить, осталось без ответа.
  
 
=Конструкция=
 
=Конструкция=
[[image:protvino_1986.jpg|thumb|right|200px|Строительная схема ускорителя. Закрашены законченные тоннели по состоянию на 1986 г.]]
+
[[image:protvino_1986.jpg|thumb|right|180px|Строительная схема ускорителя. Закрашены законченные тоннели по состоянию на 1986 г.]]
  
Сооружение представляет собой кольцевой тоннель диаметром 5.6 метров и протяженностью 21 километр, построенный в относительно сухих грунтах. Тоннель построен частично из чугунных тюбингов, частично из железобетонных блоков с внутренней металлоизоляцией. Завершенные тюбинговые участки тоже обварены изнутри металлоизоляцией.
+
Сооружение представляет собой кольцевой тоннель диаметром 5,6 метров и протяженностью 21 километр, построенный в относительно сухих грунтах. Обделка выполнена частично из чугунных тюбингов, частично из железобетонных блоков с внутренней металлоизоляцией. Завершенные тюбинговые участки тоже обварены изнутри металлоизоляцией.
  
Строительство велось через 26 вертикальных шахтных стволов с номерами от 1003 до 1029 (часть из них так никогда и не была пройдена, а часть уже забутована). Нумерация шахт, судя по всему, общая с нумерацией строительных шахт московского метрополитена. Так, что можно считать, что ускоритель - это десятая линия московского метро.  
+
Строительство велось через 26 вертикальных шахтных стволов с номерами от 1003 до 1029 - часть из них так никогда и не была пройдена, а часть уже забутована. Нумерация шахт, судя по всему, общая с нумерацией строительных шахт московского метрополитена. Так что можно считать, что ускоритель - это десятая линия московского метро.  
  
Руддвор каждого из стволов находится в радиусе нескольких десятков метров от основного тоннеля и соединён с ним подходной штольней с металлоизоляционной обделкой.  
+
Руддвор каждого из стволов находится на расстоянии нескольких десятков метров от основного тоннеля и соединён с ним подходной штольней с металлоизоляционной обделкой.
 +
[[image:Protvino14.jpg|thumb|left|200px|Готовый тоннель в металлоизоле с залитым лотком]]
 +
На кольце сооружено четыре крупных выработки, так называемых СПП, с номерами от I до IV - это прямолинейные участки кольца, которые предназначались для размещения оборудования. СПП-III представляет собой огромный зал для эксперимента "Нептун". В выработках СПП-I и СПП-IV сделаны ответвления тоннелей с кольца по касательной. В СПП-I приходит Канал инжекции, также от него отходит штольня аварийного сброса пучка заряженных частиц. Ведущий от СПП-IV к мишеням тоннель должен был разветвляться на несколько штолен: нейтринную зону, адронную зону и т.п. Эти выработки так и не были пройдены до конца.
  
На кольце присутствует четыре крупных выработки, так называемых СПП с номерами от I до IV - прямолинейные участки кольца. Они требуются для размещения оборудования. При этом, выработка СПП-III не существует, вместо неё построен огромный зал для эксперимента Нептун.
+
В северной части кольца имеется выработка протяженностью в несколько километров, идущая параллельная основному кольцу и соединенная с ним сбойками. Она представляет собой тюбинговый тоннель полного диаметра - 5,6 м. В общедоступных документах эта штольня не упоминается, и ее назначение точно не известно - возможно, по проекту она должна была использоваться для размещения дополнительного оборудования или как кабельный коллектор. Существование этого тоннеля породило в среде ксенобиологов шутку о том, что строителям ускорителя просто забыли сообщить, что они сооружают не кольцевую линию метро, а что-то другое.
  
В выработках СПП-I и СПП-IV сделаны, если так можно выразиться, камеры съездов - ответвления тоннелей с кольца по касательной. В СПП-I приходит Канал Инжекции и от него отходит штольня аварийного сброса пучка заряженных частиц. От СПП-IV отходит тоннель к мишеням, который должен разветвляться на несколько штолен: нейтринная штольня, адронная штольня и т.п. Тоннель и штольни с мишенями, насколько можно судить, не завершены.
+
=Конкуренты и схожие проекты=
  
В северной части кольца имеется не обозначенная на имеющихся в распоряжении ксенобиологов схемах параллельная основному кольцу дренажная штольня протяженностью в несколько километров, соединяющаяся сбойками с основными тоннелями. Диаметр штольни сильно варьируется и в некоторых местах она представляет собой тюбинговый тоннель полного диаметра (5.6 метра). Существование этой штольни породило в среде ксенобиологов шутку о том, что строителям ускорителя забыли сообщить, что они строят не кольцевую линию метро, а что-то другое.
+
До 2008 года главным конкурентом УНК был американский коллайдер "Теватрон", главное преимущество которого перед УНК заключалось в том, что "Теватрон" работал.  
  
=Конкуренты=
+
В 2008 году в строй вступил ускоритель, известный под названием "Большой адронный коллайдер", расположенный на границе Франции и Швейцарии. Проекты БАК и УНК во многом похожи: БАК тоже расположен в тоннеле глубокого залегания, хотя глубина его несколько больше: от 50 до 150 метров. Длина тоннеля - 26 с копейками километров, диаметр 5 метров, конструкция обделки - монолитная. БАК выдаёт энергию столкновения 8 ТэВ, а после реконструкции в конце 2014 года планируется получить энергию в 14 ТэВ.
[[image:бомба фига.jpg|thumb|right|150px|Министр финансов Евросоюза после получения доклада о проекте нового коллайдера]]
+
[[image:Protvino11.gif|thumb|right|170px|Строительство SSC. Стремительные частицы по этому тоннелю никогда не помчатся.]]
До 2008 года главным конкурентом УНК был американский коллайдер "Теватрон", главное преимущество которого над УНК заключалось в том, что "Теватрон" работал. В 2008 году в строй вступил ускоритель, известный под названием "Большой Адронный Коллайдер", расположенный на границе Франции и Швейцарии.  
+
Беда в том, что на энергиях порядка 10 ТэВ, которые выдаёт ныне действующий ускоритель, из существенного удалось найти только Бозон Хиггса, да и то в виде единичного явления. Поэтому учёные решили двигаться дальше и получить энергию столкновения в 100 ТэВ. Для этого там же, в районе французско-швейцарской границы предполагается построить новое кольцо протяженностью 80 км, в котором существующий БАК будет использоваться для предварительного разгона частиц. Используя научный метод аппроксимации, ксенобиологи предсказывают, что если и на ОБАК (Охуенно большом адронном коллайдере) не удастся достичь интересующих современную физику результатов, будет предложено построить коллайдер с энергией столкновения 1000 ТэВ и длиной кольца 300 километров.
  
Проекты БАК и УНК во многом похожи: БАК тоже расположен в тоннеле глубокого залегания, хотя глубина его несколько больше: от 50 до 150 метров. Длина тоннеля - 26 с копейками километров, диаметр 5 метров, конструкция обделки - монолитная. БАК выдаёт энергию столкновения 8ТэВ, а после реконструкции в конце 2014 года планируется получить энергию в 14ТэВ.
+
Для любителей погундеть про "просранные в проклятом Совке полимеры" сообщаем, что в США примерно в то же время, когда у нас медленно умирал проект УНК, похоронили свой, аналогичный. Он назывался Superconducting Super Collider, кольцо планировалось построить диаметром 87 км и получить энергию 20 ТэВ. На проект из бюджета США было выделено 4,4 миллиарда долларов, и к 1993 году неподалеку от городка Ваксахачи в Техасе было пройдено 17 шахтных стволов и 23,5 км тоннелей. В итоге по решению Конгресса строительство было остановлено - по иронии судьбы, одной из причин стало крушение СССР и отсутствие необходимости дальнейшего технического соперничества между сверхдержавами. Шахты забросали землей, тоннели затопило естественным образом, а наземные сооружения за 20 млн долл. приобрел мультимиллионер Джонни Б. Хант для размещения в них крупнейшего в США дата-центра.
 
+
[[image:Protvino12.jpg|thumb|left|200px|Не бойтесь, дети, Бозона Хиггса - он хороший]]
Тем временем, европейские физики на конференциях обсуждают проект строительства нового ускорителя. Дело в том, что на энергиях порядка 10ТэВ, которые выдаёт ныне действующий ускоритель, из существенного, удалось найти только Бозон Хиггса, да и то в виде единичного явления. Никаких других теорий типа Суперсимметрии или Новой Физики (только не спрашивайте, что это за хрень), обнаружить не удалось. Поэтому, учёные решили двигаться дальше и получить энергию столкновения в 100ТэВ. Для этого там же, в районе Французско-Швейцарской границы предполагается построить новое кольцо, протяженностью 80 км, в котором существующий БАК будет использоваться для предварительного разгона. Используя научный метод аппроксимации ксенобиологи предсказывают, что если и на ОБАК (охуенно большом адронном коллайдере) не удастся достичь интересующих современную физику результатов, будет предложено построить коллайдер с энергией столкновения 1000 ТэВ и длиной кольца 300 километров. К сожалению, история умалчивает, присутствовал ли на физической конференции хотя бы один министр финансов хотя бы одной европейской страны и если присутствовал, то что сказал. К сожалению, несмотря на то, что в новом коллайдере бозон Хиггса станет привычным явлением и будет получаться тысячами в день, монетизровать его вряд ли удастся.
+
  
 
=Конспирология=
 
=Конспирология=
  
Развитие интернета дало сумасшедшим всех мастей инструмент для донесения своего мнения до широких масс. Раньше им были доступны кухни и объявления в подъезде, а теперь любой псих может написать свое мнение в блоге или форуме и даже некоторое время сходить среди обывателей за умного. А там, чем чёрт не шутит, найти соратников и последователей.
+
В интернете существует группа оппозиционных физиков, ведущих священную войну с Большим адронным коллайдером. Выводы, сделанные этими борцами на основе формул торсионных полей и биоинформационных воздействий, расползаются по интернету, трансформируются по закону испорченного телефона и постепенно перерастают в слухи о том, что причиной безвременной смерти УНК в Протвино было не отсутствие бабла, а, якобы, адская опасность, исходящая от запланированных на установке экспериментов. Но об этой опасности своевременно узнали наверху и закрыли проект, а чтобы избежать паники, никому ничего не сказали. Большей хуйни ксенобиологи еще не слышали.
 +
 
 +
=Алсо=
 +
 
 +
Когда говорят об ускорителях, непременно вспоминают еще один масштабный недострой брежневской эпохи - в Зеленограде. Да, там действительно планировалось возвести крупный научно-производственный комплекс для разработки новейших систем микроэлектроники, однако полузаглубленный кольцевой тоннель, который часто принимают за "еще один коллайдер", на самом деле - недостроенный трубно-кабельный коллектор.
 +
 
 +
=УНК и диггеры=
 +
[[image:Protvino17.jpg|thumb|right|200px|До того, как кончилось электричество, с этого ракурса данный ствол не [[фотодрочерство|сфотографировал]] только ленивый]]
 +
Незаконная инфильтрация в протяженные выработки недостроенного ускорителя имеет давнюю и насыщенную историю. Время первых забросов теряется [[олдскул|во тьме веков]], и ввиду физической невозможности поставить под надежную охрану такой громадный объект в условиях хронической финансовой недостаточности случаи проникновения происходили, происходят и происходить будут.
 +
 
 +
Многолетняя борьба владельцев объекта и диггеров до боли напоминает противодействие снаряда и брони: сколько бы [[монтер|мОнтеры]] ни латали дыры, все равно появлялись новые. Ярче всего этот тезис можно проиллюстрировать на примере классического [[залаз|залаза]]. Когда-то в давние времена, чтобы попасть в ствол, ведущий в основной тоннель УНК, нужно было [[дестрой|разобраться]] с металлической дверью. Дверь пофиксили. Тогда кавесы выкопали лаз, ведущий под фундамент - достаточно было одному человеку залезть внутрь, и он мог открыть дверь изнутри остальным. Дверь заварили. Пришлось уже всем пролезать в нору. Тогда мОнтеры напихали в лаз стекловаты. Кавесы ее оттуда выкинули. Монтеры закопали лаз. Кавесы выкопали его снова. Монтеры опять закопали. Кавесы снова выкопали. Закопали. Выкопали. Закопали. Выкопали. И так много раз.
 +
 
 +
Отдельного упоминания заслуживают случаи, когда лаз заваливался досками, обломками бетонных плит и землей в то время как очередная экскурсия находилась внизу - в результате нищастным кавесам приходилось раскапывать лаз изнутри, на протяжении двух часов лежа на спине в щели значительно уже [[жопа Айны|жопы Айны]]. Кроме того, администрация УНК частенько отправляла по ночам [[ЧОПы|ЧОПов]] для патрулирования возможных мест проникновения. Но даже это особо никого не останавливало.
 +
[[image:Protvino16.jpg|thumb|left|200px|Зал "Нептун" вживую выглядит поистине грандиозно]]
 +
Отчаявшись, мОнтеры пошли на крайние меры: подкоп разворотили ковшом бульдозера раз и навсегда, а заваренную накрепко дверь снаружи подперли бетонной плитой, которую, в свою очередь, зафиксировали при помощи стопки ж/б тюбингов. "Challenge accepted!" - подумали диггеры. Тюбинги они столкнули в сторону, плиту враскачку обрушили набок, дверь разрезали болгаркой и пробили дыру деревянной шпалой (!), валявшейся неподалеку. Тогда мОнтеры, крепко выматерившись, снесли до основания строение, служившее входом в ствол, заботливо укрыли весь дестрой потолочными плитами, снятыми оттуда же, а поверх снова разложили пасьянс из бетонных тюбингов. По непроверенным данным, вскоре после этого трудолюбивые инфильтраторы опять разворошили мОнтерский паззл к ебаной матери, но уже в финале своих телодвижений были застигнуты ЧОПами.
 +
 
 +
После трагической смерти классического залаза мОнтеры отчасти преуспели в фиксации новых: поверх бетонных пробок образца 1990-х годов они разбрасывали веером бетонные плиты и наваливали земли ковшом бульдозера. Таким образом, если не считать пару-тройку очень хитровыебанных дырок, теоретически доступными для проникновения остались только стволы без ходков, что ознаменовало собой наступление эры промышленного альпинизма, которая продолжается и по сей день. Учитывая прискорбно низкий уровень альпинистской подготовки школия, ксенобиологи прогнозируют неизбежные несчастные случаи - впрочем, в метро уже чего только не вытворяли, но почти никто не убился (за исключением, разумеется, многочисленных зацеперов и почему-то [[Румата|Руматы]]) и даже не покалечился.
 +
 
 +
Многочисленные попытки установки [[сигналка|дачла]] также были безуспешными. При виде объемников пугались только самые юные [[кавес|кавесы]], люди же опытные знали: даже если случится чудо и на сработку кто-нибудь придет, укрыться в многокилометровых выработках не составит ни малейшего труда. А для выброски всегда можно использовать какой-нибудь другой ствол. Поэтому датчики просто игнорировались, а иногда даже вырывались с корнем из хулиганских побуждений.
 +
 
 +
Порой выброска происходила прямо на глазах у очередного проверяющего, который, находясь один в безлюдной местности перед численно превосходящей группой нарушителей, ограничивался увещеваниями: "Заебали опять залаз ломать! Хули вы там забыли вообще?!" Другим везло меньше, и они были застигнуты еще на подходе к залазу притаившимися в кустах мОнтерами - им обещали дать пизды, если снова начнут копать подкоп к стволу. Особого упоминания заслуживает случай, когда [[Электроник]] с компанией, пьяные в дым, целую ночь плясали ритуальные танцы вокруг одного из стволов, основательно запугав запершегося в своей будке одинокого охранника и прячась от прибывающих по его вызову нарядов милиции в самых неожиданных местах наподобие крыши копра.
 +
 
 +
В декабре 2016 года произошел эпический [[запал]] - группа в несколько десятков человек была принята прямо на залазе. По свидетельствам очевидцев, сотрудники полиции устроили две засады: внизу, в тоннеле, и снаружи, в кустах. Основная часть гей-парада была принята под белы рученьки, но некоторым участникам далось разбежаться. Терпилы уверяют, что инфу о походе мусорам слили заранее.
 +
 
 +
Вероятность встретить на объекте живого мОнтера стремилась к нулю, хотя некоторым порой не везло:
 +
Вдалеке появился еле различимый гул, после чего он некоторое время всё нарастал больше и больше. Когда он стал громким как от
 +
электрички в нескольких сотнях метров, стало совсем не по себе, и сомнений что к нам едет мотовоз совсем не осталось. Быстрый бег не
 +
помог полностью, и не добежав до нужной сбойки с сотню метров, некоторое количество людей забегают в первое попавшееся ответвление.
 +
Нам повезло что наше оказалось затопленным не так сильно, как предыдущие. Сбоку было подобие туалета метра полтора на пол метра,
 +
куда и прижались все кто попал в тот «радостный» момент в УНК. Мотовоз тем временем приближался, после небольшой паузы появился
 +
свет, и мотовоз остановился. Это был наверно самый ужасный момент в жизни: холодно, мокро, к тому же вдалеке были уже слышны голоса.
 +
Рабочие не спеша загрузили себе что-то на транспорт и двинулись дальше, проехав мимо нашего ответвления уже становилось на душе
 +
немного легче, но...мотовоз проехал ещё метров 50 и встал почти у самого вылаза. Голоса вновь пронзили тишину, но в этот раз они
 +
двигались именно к нам. Через мгновение вся наше укрытие озарилась фонарём одного из них, сердце ушло в пятки, а всё остальное
 +
сжалось и замерло. Но фонарь удалился, можно было снова вздохнуть спокойно. Как специально, приехавшие мужики начали шляться мимо
 +
нас. Становилось холоднее, ноги в воде окоченели полностью и почти не двигались, попытка достать телефон из кармана окончилась
 +
потерей телефона в ближайшей луже. Продолжалось это порядка 5 часов, за это время удалось поймать столько глюков в полной темноте,
 +
что даже ничто наверно не сравнится с такими ощущениями, в результате чего половине народа было наверно легче подохнуть, чем ждать
 +
когда рабочие свалят, и невзирая на последующие возможные проблемы вся группа двинулась сдаваться. Свет вдалеке немного качался,
 +
отражаясь от воды, в глазах было полутемно, ватными ногами удалось дойти до того места где недавно был последний луч фонаря.
 +
Неожиданная везучесть поразила до нездоровой радости, мужик просто спал около туннеля, неспешно похрапывая на полу сбойки!
 +
 
 +
[[image:Protvino15.jpg|thumb|right|200px|Понеслось говно по трубам]]
 +
Иногда происходили и курьезы: однажды две независимые группы отважных исследователей подземки приняли друг друга за мОнтеров и потом на протяжении часа ныкались по углам. Также отмечены неоднократные случаи панического бегства при звуках автоматически включающегося насоса, расположенного в маленькой насосной рядом с одним из стволов.
 +
 
 +
Из позитивных развлечений классикой являются покатушки на мотовозах. Особым шиком считалось пробить на полном ходу ворота, установленные в некоторых местах тоннеля, но затем ворота демонтировали вместе с кирпичными стенками, в которые они были встроены.
 +
 
 +
В настоящее время в распоряжении ксенобиологов имеется документ, датируемый 2013-м годом, который предусматривает разработку проектной документации для консервации УНК. Согласно проекту, необходимо провести "строительно-монтажные работы по перекрытию шахтных стволов с целью недопущения несанкционированного проникновения посторонних лиц в подземные выработки", а также "предусмотреть охранную сигнализацию на случай проникновения посторонних лиц в УНК". Если разработка проекта будет оплачена, и если в дальнейшем по этому проекту будут проведены все предусмотренные им работы (ну вы поняли - ЕСЛИ), то годика через два проникновение в тоннели недостроенного ускорителя будет несколько более затруднительным. Впрочем, от этого будет только интереснее.
 +
 
 +
А пока сотрудники охраны УНК развлекают себя тем, что пишут в комментариях на [[Wikimapia|Викимапии]] о якобы огромном радиационном фоне, который показывают дозиметры на заброшенных площадках, и что "только дебилы могут сунуться в такой уровень радиации, чтоб посмотреть старые железяки". Ответом им служит лишь унылый вой ветра и насмешки пользователей.
 +
 
 +
= Видео =
 +
 
 +
А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте <s>водосточных труб</s> технологических скважин УНК?
 +
 
 +
<videoflash>t5Rqfdm5OII</videoflash>
 +
 
 +
<br><br>Стандартный поход в УНК за четыре минуты: спуск по стволу, тоннели, насосы и поездка на мотовозе (лучше выключите звук, чтобы не слышать закадровый текст, зачитываемый унитазным голосом).
 +
 
 +
<br><videoflash>gFXh0jb_Tas</videoflash>
 +
 
 +
<br><br>Какая-то сраная школота, замирая от восторга, шарится по тоннелям ускорителя.
 +
 
 +
<br><videoflash>tr6_LN9iPks</videoflash>
 +
 
 +
<br><br>Другая школота скачет по полям и лугам, дабы в финале своего невероятного путешествия попасть в незаконченный тоннель для мишеней, не имеющий соединения с основной частью системы.
  
Так мы узнали, что есть группа оппозиционных физиков, ведущих священную войну с большим адронным коллайдером. Шизофазические обращения этих физиков во все инстанции они прилежно выкладывают в интернет и иногда собирают тусовку сочуствующих. Выводы, сделанные этими борцами, на основе формул торсионных полей и биоинформационных воздействий, расползаются по интернету, трансформируются по закону испорченного телефона и постепенно перерастают в слухи о том, что причиной безвременной смерти протвинского ускорителя было не отсутствие бабла, а, якобы, адская опасность, исходящая от запланированных на установке экспериментов, но об этой опасности своевременно узнали наверху и закрыли проект. А чтобы избежать паники никому ничего не сказали.
+
<br><videoflash>El4X3poOTcc</videoflash>
  
Большей хуйни ксенобиологи еще не слышали.
+
= См. также =
  
=См. также=
+
* [[Баксанская нейтринная обсерватория]]
  
[[Баксанская нейтринная обсерватория]]
+
[[Категория:места]]

Текущая версия на 14:32, 12 декабря 2016

Уныние и мрак - вот все, что осталось от грандиозного проекта

Ускорительно-накопительный комплекс - грандиозное подземное сооружение в окрестностях города Протвино на границе Московской и Калужской областей. Предназначался для размещения кольцевого ускорителя заряженных частиц. Проект завершился полным фиаско и стал одной из живых диггерских легенд.

Матчасть

Ваши учёные достроили ускорительно-накопительный комплекс. До Альфы Центавра осталось совсем чуть-чуть.

Большой ускоритель заряженных частиц - убердевайс, одно из чудес света. +100 к развитию цивилизации, +50 к дипломатии. Хоть и не позволяет организовать производство айфончиков, но исследования, проводимые на ускорителях, дают учёным понимание глубоких основ устройства мира. В отдалённой перспективе эти исследования способны вылиться в вещи, которые мы сегодня считаем фантастикой: телепортацию, антигравитацию, warp-двигатель, путешествия во времени и другие печеньки. Разумеется, от коллайдера до антигравитации - столь же далеко, как от электрометра Рихмана (1752 г.) до смартфона последнего поколения. Однако, не будь исследований атмосферного электричества упомянутым электрометром, сидеть бы тебе сейчас, читатель, при лучине в деревянной избе. И никакого интернета. Никаких айпэдов. Никакого порно.

Если объяснять принцип работы ускорителей на пальцах, то в них пучки элементарных частиц разгоняют до сверхвысоких энергий, а потом сталкивают. При этом происходит некий крибле-крабле-бумс, и учёные при помощи высокочувствительных датчиков наблюдают разные физические явления. Например, пресловутый Бозон Хиггса.

Чтобы достичь этих самых сверхвысоких энергий, надо обеспечить пучку заряженных частиц длинный маршрут разгона. Проще говоря, чем длиннее кольцо коллайдера, тем больше интересных результатов можно получить. Поэтому от сравнительно небольших установок длиной сотен метров учёные постепенно перешли к гигантским - в несколько десятков километров - сооружениям.

История

Радужные перспективы

Территория ИФВЭ со старым полуторакилометровым ускорителем У-70 в обвалованном тоннеле

УНК - детище международной гонки за высокими энергиями столкновения частиц. В начале восьмидесятых в мире работало два крупных (длиной больше километра) ускорителя заряженных частиц:

  • Тэватрон (США, лаборатория Ферми, длина кольца 6,4 км, энергия столкновения на начало 1980-х - 500 ГэВ);
  • Протонный Суперколлайдер (Европа, лаборатория ЦЕРН, длина кольца 6,9 км, энергия столкновения 400 ГэВ).

Строился Большой Электрон-позитронный коллайдер в ЦЕРН (длина кольца 27 км, энергия столкновения 200 ГэВ). В том же тоннеле впоследствии разместится БАК.

Схема тоннеля для запуска нейтрино в Байкал

Самым крупным ускорителем в СССР на тот момент был У-70 (Протвино, Институт физики высоких энергий) с длиной кольца 1,5 км и энергией столкновения 70 ГэВ). Исчерпав его возможности, учёные ИФВЭ инициировали строительство новой, самой большой на тот момент в мире установки. Предполагалось, что частицы будут предварительно разгоняться в ускорителе У-70 и затем по специальному тоннелю длиной 2,7 км, так называемому Каналу инжекции, попадать в новый ускоритель. На первом этапе предполагалось достичь энергии столкновения 900 ГэВ. После достройки второй ступени планировалось выйти на 3 ТэВ, а в перспективе была запланирована 3-я ступень.

Учитывая, что рельеф местности в окрестностях ИФВЭ далёк от плоского, кольцо длиной 21 километр было решено строить под землёй, глубоким заложением. Проектная глубина в зависимости от рельефа местности составляла от 20 до 60 метров. Помимо кольца и Канала инжекции предстояло построить 4 крупных выработки - прямолинейные участки ускорителя длиной по 400 метров, и зал советско-американского эксперимента "Нептун" - огромный односводчатый зал, где планировалось проводить эксперименты с использованием сверхпроводящей мишени новой конструкции, полностью изготовленной физиками Мичиганского университета.

Помимо этого, планировалось использовать УНК для регистрации потока нейтрино на больших расстояниях. Для этого было необходимо построить ответвление, уходящее в землю под острым углом - по этому тоннелю частицы, которые разогнали на кольце УНК, должны были уходить через земную толщу в направлении озера Байкал и там регистрироваться на подводном нейтринном телескопе, находящемся на километровой глубине. Кроме наклонного тоннеля, потребовалось бы также пройти три вертикальные шахты (последняя - 640 метров глубиной, ТИС нервно курит в сторонке) для размещения оборудования, замеряющего поток частиц на выходе.

Решение о начале строительства УНК было принято в 1980 г. В Министерстве среднего машиностроения была создана организация "Управление Строительства №620", а институту Метрогипротранс был заказан проект комплекса.
Полностью законченный Канал инжекции.
В 1982 году был завершен проект первой ступени ускорителя и год спустя, наконец, начались строительные работы на объекте. Работы велись горным способом из 26 шахт.

Четыре года дело шло ни шатко, ни валко - за это время построили 200 метров Канала инжекции, 1,5 километра кольцевого тоннеля и прошли 7 из 26 шахт. В 1987 году вышло постановление правительства об активизации работ, и в 1988-м, впервые с 1935 года, Советский Союз закупил за границей два современных тоннелепроходческих комплекса компании Lovat. Щиты по традиции получили имена Ольга и Полина, с их помощью велось строительство переходных участков (наклонных тоннелей).

За следующие 5 лет были почти полностью закончены все горные работы: достроен, за исключением нескольких десятков метров, кольцевой тоннель, сооружен Канал инжекции, начали строиться тоннели отвода пучка к ловушкам, были построены СПП и зал эксперимента "Нептун". В Канале инжекции успели полностью смонтировать оборудование и даже провести пробные пучки заряженных частиц. Готовились устанавливать оборудование и в кольцевом тоннеле. Если не считать амбициозного проекта с Байкалом, который отложили на потом, то до завершения строительства оставалось совсем чуть-чуть. Но тут у страны кончились деньги.

Тяжелый путь и фиаско

Михаил Сергеевич, не для себя, для науки прошу, дайте еще денег!

Вся история УНК между 1990-м и 1998-м годами - это история написания жалостливых писем. Сотрудники ИФВЭ писали президентам (сначала Горбачёву, потом Ельцину), апеллировали к мировому сообществу, просили поддержки у своих американских коллег. Проходка при этом не останавливалась ни на минуту. Ксенобиологам неизвестно, чем жили и что ели проходчики, полтора года сидевшие без зарплаты - но они продолжали ходить на работу и строить тоннель. Возможно, людям казалось, что после завершения УНК наступит какое-то светлое будущее.

Где-то в процессе УС-620 хитрым образом поделилось на государственный ФГУП "Тонот" (в который преобразовался Тоннельный отряд №8) и два акционерных общества: Строй-Авто и Протонтоннельстрой.

Слезливая статья 1993 года убиенного впоследствии Дмитрия Холодова. Количество фактических ошибок на такой короткий текст зашкаливает.

В 1995 году было принято решение отказаться от второй ступени - это не сокращало объем строительных работ, но сильно уменьшало количество монтируемого оборудования. В том, что сооружение тоннелей ускорителя будет завершено, ни у кого даже тогда не было никаких сомнений.

Кризис 1998 года поставил крест на УНК даже в том урезанном виде, в котором он еще строился. Россия официально объявила о своём участии в проекте Большого адронного коллайдера, и от завершения УНК отказались окончательно. В конце года Минатомэнерго и Миннауки приняли совместное решение: закончить строительство кольцевого тоннеля, после чего принять меры к его консервации. Однако кольцо так и не было достроено, а меры по консервации были приняты в духе того времени: шахты попросту бросили.
Крик души на металлоизоле
Протонтоннельстрой демонтировал проходческие комплексы и отправился строить метрополитены в Москве и Казани.

На этом эпопея строительства УНК закончилась окончательно и началась новейшая его история: на балансе ИФВЭ и ФГУП "Тонот" оказалось грандиозное и никому на хрен не нужное сооружение, пожирающее деньги и ресурсы: на откачку воды, освещение, вентиляцию, охрану. Государство продолжает выделять на завершение работ какие-то смешные деньги, но об окончании строительства ускорителя речи уже не идёт. Время от времени появляются различные проекты использования кольца, один другого безумнее: аккумуляторная станция, склад продуктов, ферма для выращивания шампиньонов...

В 2009 году вялые работы активизировались - кое-где продолжили заливать лоток. Впрочем, и эта лебединая песня была недолгой.

В начале 2014 года пожилые ветераны строительства, продолжающие работать на объекте с самого начала, написали отчаянное письмо новому президенту Российской академии наук В.Фортову с призывом закончить и ввести в строй ускоритель, чтобы проводить на нём исследования, которые невозможно реализовать на БАК. Письмо, насколько можно судить, осталось без ответа.

Конструкция

Строительная схема ускорителя. Закрашены законченные тоннели по состоянию на 1986 г.

Сооружение представляет собой кольцевой тоннель диаметром 5,6 метров и протяженностью 21 километр, построенный в относительно сухих грунтах. Обделка выполнена частично из чугунных тюбингов, частично из железобетонных блоков с внутренней металлоизоляцией. Завершенные тюбинговые участки тоже обварены изнутри металлоизоляцией.

Строительство велось через 26 вертикальных шахтных стволов с номерами от 1003 до 1029 - часть из них так никогда и не была пройдена, а часть уже забутована. Нумерация шахт, судя по всему, общая с нумерацией строительных шахт московского метрополитена. Так что можно считать, что ускоритель - это десятая линия московского метро.

Руддвор каждого из стволов находится на расстоянии нескольких десятков метров от основного тоннеля и соединён с ним подходной штольней с металлоизоляционной обделкой.

Готовый тоннель в металлоизоле с залитым лотком

На кольце сооружено четыре крупных выработки, так называемых СПП, с номерами от I до IV - это прямолинейные участки кольца, которые предназначались для размещения оборудования. СПП-III представляет собой огромный зал для эксперимента "Нептун". В выработках СПП-I и СПП-IV сделаны ответвления тоннелей с кольца по касательной. В СПП-I приходит Канал инжекции, также от него отходит штольня аварийного сброса пучка заряженных частиц. Ведущий от СПП-IV к мишеням тоннель должен был разветвляться на несколько штолен: нейтринную зону, адронную зону и т.п. Эти выработки так и не были пройдены до конца.

В северной части кольца имеется выработка протяженностью в несколько километров, идущая параллельная основному кольцу и соединенная с ним сбойками. Она представляет собой тюбинговый тоннель полного диаметра - 5,6 м. В общедоступных документах эта штольня не упоминается, и ее назначение точно не известно - возможно, по проекту она должна была использоваться для размещения дополнительного оборудования или как кабельный коллектор. Существование этого тоннеля породило в среде ксенобиологов шутку о том, что строителям ускорителя просто забыли сообщить, что они сооружают не кольцевую линию метро, а что-то другое.

Конкуренты и схожие проекты

До 2008 года главным конкурентом УНК был американский коллайдер "Теватрон", главное преимущество которого перед УНК заключалось в том, что "Теватрон" работал.

В 2008 году в строй вступил ускоритель, известный под названием "Большой адронный коллайдер", расположенный на границе Франции и Швейцарии. Проекты БАК и УНК во многом похожи: БАК тоже расположен в тоннеле глубокого залегания, хотя глубина его несколько больше: от 50 до 150 метров. Длина тоннеля - 26 с копейками километров, диаметр 5 метров, конструкция обделки - монолитная. БАК выдаёт энергию столкновения 8 ТэВ, а после реконструкции в конце 2014 года планируется получить энергию в 14 ТэВ.

Строительство SSC. Стремительные частицы по этому тоннелю никогда не помчатся.

Беда в том, что на энергиях порядка 10 ТэВ, которые выдаёт ныне действующий ускоритель, из существенного удалось найти только Бозон Хиггса, да и то в виде единичного явления. Поэтому учёные решили двигаться дальше и получить энергию столкновения в 100 ТэВ. Для этого там же, в районе французско-швейцарской границы предполагается построить новое кольцо протяженностью 80 км, в котором существующий БАК будет использоваться для предварительного разгона частиц. Используя научный метод аппроксимации, ксенобиологи предсказывают, что если и на ОБАК (Охуенно большом адронном коллайдере) не удастся достичь интересующих современную физику результатов, будет предложено построить коллайдер с энергией столкновения 1000 ТэВ и длиной кольца 300 километров.

Для любителей погундеть про "просранные в проклятом Совке полимеры" сообщаем, что в США примерно в то же время, когда у нас медленно умирал проект УНК, похоронили свой, аналогичный. Он назывался Superconducting Super Collider, кольцо планировалось построить диаметром 87 км и получить энергию 20 ТэВ. На проект из бюджета США было выделено 4,4 миллиарда долларов, и к 1993 году неподалеку от городка Ваксахачи в Техасе было пройдено 17 шахтных стволов и 23,5 км тоннелей. В итоге по решению Конгресса строительство было остановлено - по иронии судьбы, одной из причин стало крушение СССР и отсутствие необходимости дальнейшего технического соперничества между сверхдержавами. Шахты забросали землей, тоннели затопило естественным образом, а наземные сооружения за 20 млн долл. приобрел мультимиллионер Джонни Б. Хант для размещения в них крупнейшего в США дата-центра.

Не бойтесь, дети, Бозона Хиггса - он хороший

Конспирология

В интернете существует группа оппозиционных физиков, ведущих священную войну с Большим адронным коллайдером. Выводы, сделанные этими борцами на основе формул торсионных полей и биоинформационных воздействий, расползаются по интернету, трансформируются по закону испорченного телефона и постепенно перерастают в слухи о том, что причиной безвременной смерти УНК в Протвино было не отсутствие бабла, а, якобы, адская опасность, исходящая от запланированных на установке экспериментов. Но об этой опасности своевременно узнали наверху и закрыли проект, а чтобы избежать паники, никому ничего не сказали. Большей хуйни ксенобиологи еще не слышали.

Алсо

Когда говорят об ускорителях, непременно вспоминают еще один масштабный недострой брежневской эпохи - в Зеленограде. Да, там действительно планировалось возвести крупный научно-производственный комплекс для разработки новейших систем микроэлектроники, однако полузаглубленный кольцевой тоннель, который часто принимают за "еще один коллайдер", на самом деле - недостроенный трубно-кабельный коллектор.

УНК и диггеры

До того, как кончилось электричество, с этого ракурса данный ствол не сфотографировал только ленивый

Незаконная инфильтрация в протяженные выработки недостроенного ускорителя имеет давнюю и насыщенную историю. Время первых забросов теряется во тьме веков, и ввиду физической невозможности поставить под надежную охрану такой громадный объект в условиях хронической финансовой недостаточности случаи проникновения происходили, происходят и происходить будут.

Многолетняя борьба владельцев объекта и диггеров до боли напоминает противодействие снаряда и брони: сколько бы мОнтеры ни латали дыры, все равно появлялись новые. Ярче всего этот тезис можно проиллюстрировать на примере классического залаза. Когда-то в давние времена, чтобы попасть в ствол, ведущий в основной тоннель УНК, нужно было разобраться с металлической дверью. Дверь пофиксили. Тогда кавесы выкопали лаз, ведущий под фундамент - достаточно было одному человеку залезть внутрь, и он мог открыть дверь изнутри остальным. Дверь заварили. Пришлось уже всем пролезать в нору. Тогда мОнтеры напихали в лаз стекловаты. Кавесы ее оттуда выкинули. Монтеры закопали лаз. Кавесы выкопали его снова. Монтеры опять закопали. Кавесы снова выкопали. Закопали. Выкопали. Закопали. Выкопали. И так много раз.

Отдельного упоминания заслуживают случаи, когда лаз заваливался досками, обломками бетонных плит и землей в то время как очередная экскурсия находилась внизу - в результате нищастным кавесам приходилось раскапывать лаз изнутри, на протяжении двух часов лежа на спине в щели значительно уже жопы Айны. Кроме того, администрация УНК частенько отправляла по ночам ЧОПов для патрулирования возможных мест проникновения. Но даже это особо никого не останавливало.

Зал "Нептун" вживую выглядит поистине грандиозно

Отчаявшись, мОнтеры пошли на крайние меры: подкоп разворотили ковшом бульдозера раз и навсегда, а заваренную накрепко дверь снаружи подперли бетонной плитой, которую, в свою очередь, зафиксировали при помощи стопки ж/б тюбингов. "Challenge accepted!" - подумали диггеры. Тюбинги они столкнули в сторону, плиту враскачку обрушили набок, дверь разрезали болгаркой и пробили дыру деревянной шпалой (!), валявшейся неподалеку. Тогда мОнтеры, крепко выматерившись, снесли до основания строение, служившее входом в ствол, заботливо укрыли весь дестрой потолочными плитами, снятыми оттуда же, а поверх снова разложили пасьянс из бетонных тюбингов. По непроверенным данным, вскоре после этого трудолюбивые инфильтраторы опять разворошили мОнтерский паззл к ебаной матери, но уже в финале своих телодвижений были застигнуты ЧОПами.

После трагической смерти классического залаза мОнтеры отчасти преуспели в фиксации новых: поверх бетонных пробок образца 1990-х годов они разбрасывали веером бетонные плиты и наваливали земли ковшом бульдозера. Таким образом, если не считать пару-тройку очень хитровыебанных дырок, теоретически доступными для проникновения остались только стволы без ходков, что ознаменовало собой наступление эры промышленного альпинизма, которая продолжается и по сей день. Учитывая прискорбно низкий уровень альпинистской подготовки школия, ксенобиологи прогнозируют неизбежные несчастные случаи - впрочем, в метро уже чего только не вытворяли, но почти никто не убился (за исключением, разумеется, многочисленных зацеперов и почему-то Руматы) и даже не покалечился.

Многочисленные попытки установки дачла также были безуспешными. При виде объемников пугались только самые юные кавесы, люди же опытные знали: даже если случится чудо и на сработку кто-нибудь придет, укрыться в многокилометровых выработках не составит ни малейшего труда. А для выброски всегда можно использовать какой-нибудь другой ствол. Поэтому датчики просто игнорировались, а иногда даже вырывались с корнем из хулиганских побуждений.

Порой выброска происходила прямо на глазах у очередного проверяющего, который, находясь один в безлюдной местности перед численно превосходящей группой нарушителей, ограничивался увещеваниями: "Заебали опять залаз ломать! Хули вы там забыли вообще?!" Другим везло меньше, и они были застигнуты еще на подходе к залазу притаившимися в кустах мОнтерами - им обещали дать пизды, если снова начнут копать подкоп к стволу. Особого упоминания заслуживает случай, когда Электроник с компанией, пьяные в дым, целую ночь плясали ритуальные танцы вокруг одного из стволов, основательно запугав запершегося в своей будке одинокого охранника и прячась от прибывающих по его вызову нарядов милиции в самых неожиданных местах наподобие крыши копра.

В декабре 2016 года произошел эпический запал - группа в несколько десятков человек была принята прямо на залазе. По свидетельствам очевидцев, сотрудники полиции устроили две засады: внизу, в тоннеле, и снаружи, в кустах. Основная часть гей-парада была принята под белы рученьки, но некоторым участникам далось разбежаться. Терпилы уверяют, что инфу о походе мусорам слили заранее.

Вероятность встретить на объекте живого мОнтера стремилась к нулю, хотя некоторым порой не везло:

Вдалеке появился еле различимый гул, после чего он некоторое время всё нарастал больше и больше. Когда он стал громким как от 
электрички в нескольких сотнях метров, стало совсем не по себе, и сомнений что к нам едет мотовоз совсем не осталось. Быстрый бег не 
помог полностью, и не добежав до нужной сбойки с сотню метров, некоторое количество людей забегают в первое попавшееся ответвление. 
Нам повезло что наше оказалось затопленным не так сильно, как предыдущие. Сбоку было подобие туалета метра полтора на пол метра, 
куда и прижались все кто попал в тот «радостный» момент в УНК. Мотовоз тем временем приближался, после небольшой паузы появился 
свет, и мотовоз остановился. Это был наверно самый ужасный момент в жизни: холодно, мокро, к тому же вдалеке были уже слышны голоса. 
Рабочие не спеша загрузили себе что-то на транспорт и двинулись дальше, проехав мимо нашего ответвления уже становилось на душе 
немного легче, но...мотовоз проехал ещё метров 50 и встал почти у самого вылаза. Голоса вновь пронзили тишину, но в этот раз они 
двигались именно к нам. Через мгновение вся наше укрытие озарилась фонарём одного из них, сердце ушло в пятки, а всё остальное 
сжалось и замерло. Но фонарь удалился, можно было снова вздохнуть спокойно. Как специально, приехавшие мужики начали шляться мимо 
нас. Становилось холоднее, ноги в воде окоченели полностью и почти не двигались, попытка достать телефон из кармана окончилась 
потерей телефона в ближайшей луже. Продолжалось это порядка 5 часов, за это время удалось поймать столько глюков в полной темноте, 
что даже ничто наверно не сравнится с такими ощущениями, в результате чего половине народа было наверно легче подохнуть, чем ждать 
когда рабочие свалят, и невзирая на последующие возможные проблемы вся группа двинулась сдаваться. Свет вдалеке немного качался, 
отражаясь от воды, в глазах было полутемно, ватными ногами удалось дойти до того места где недавно был последний луч фонаря. 
Неожиданная везучесть поразила до нездоровой радости, мужик просто спал около туннеля, неспешно похрапывая на полу сбойки!
Понеслось говно по трубам

Иногда происходили и курьезы: однажды две независимые группы отважных исследователей подземки приняли друг друга за мОнтеров и потом на протяжении часа ныкались по углам. Также отмечены неоднократные случаи панического бегства при звуках автоматически включающегося насоса, расположенного в маленькой насосной рядом с одним из стволов.

Из позитивных развлечений классикой являются покатушки на мотовозах. Особым шиком считалось пробить на полном ходу ворота, установленные в некоторых местах тоннеля, но затем ворота демонтировали вместе с кирпичными стенками, в которые они были встроены.

В настоящее время в распоряжении ксенобиологов имеется документ, датируемый 2013-м годом, который предусматривает разработку проектной документации для консервации УНК. Согласно проекту, необходимо провести "строительно-монтажные работы по перекрытию шахтных стволов с целью недопущения несанкционированного проникновения посторонних лиц в подземные выработки", а также "предусмотреть охранную сигнализацию на случай проникновения посторонних лиц в УНК". Если разработка проекта будет оплачена, и если в дальнейшем по этому проекту будут проведены все предусмотренные им работы (ну вы поняли - ЕСЛИ), то годика через два проникновение в тоннели недостроенного ускорителя будет несколько более затруднительным. Впрочем, от этого будет только интереснее.

А пока сотрудники охраны УНК развлекают себя тем, что пишут в комментариях на Викимапии о якобы огромном радиационном фоне, который показывают дозиметры на заброшенных площадках, и что "только дебилы могут сунуться в такой уровень радиации, чтоб посмотреть старые железяки". Ответом им служит лишь унылый вой ветра и насмешки пользователей.

Видео

А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб технологических скважин УНК?



Стандартный поход в УНК за четыре минуты: спуск по стволу, тоннели, насосы и поездка на мотовозе (лучше выключите звук, чтобы не слышать закадровый текст, зачитываемый унитазным голосом).


Какая-то сраная школота, замирая от восторга, шарится по тоннелям ускорителя.


Другая школота скачет по полям и лугам, дабы в финале своего невероятного путешествия попасть в незаконченный тоннель для мишеней, не имеющий соединения с основной частью системы.

См. также